Вы здесь

Михаил Мень: Мы начинаем активно благоустраивать городскую среду, - интервью журналу "Регионы России"

–Как Вы оцениваете темпы и объемы жилищного строительства в стране? Каковы успехи российских регионов по итогам девяти месяцев 2016 года?

– Индустриальное жилье строится хорошими темпами: по объемам ввода мы практически повторяем динамику прошлого года. Некоторый спад – порядка 15 процентов – фиксируется в индивидуальном жилищном строительстве. Причины здесь сугубо личные: у кого-то снизились доходы, кто-то отложил стройку до более экономически стабильных времен, и так далее. На 1 октября объем ввода в стране составил почти 50 млн квадратных метров, а это составляет 95 процентов от результатов аналогичного периода прошлого года. К концу года, по данным регионов, будет сдано порядка 77 млн квадратных метров.

– Какие из регионов были лидерами по объемам ввода жилья в 2015 году?

– Самое большое количество квадратных метров введено в строй в Московской области – 9,6миллиона, также в лидерах Краснодарский край – 4,6 миллиона, Москва –порядка 4 млн, Санкт-Петербург –3 млн, Республика Башкортостан, где введено 2,7 млн квадратных метров жилья, что на 1,5% больше, чем годом ранее.

– Как продвигается программа «Жилье для российской семьи»? Стала ли она популярной в регионах?

– Я часто выезжаю в регионы и знаю, что люди хорошо воспринимают эту инициативу. Это понятно – стоимость квадратного метра по ЖРС в 35 тысяч рублей очень привлекательна для покупателей. На сегодняшний день 17,2 тысячи человек приобрели квартиры на условиях программы в 40 субъектах Российской Федерации. Если говорить о регионах-лидерах, то я бы назвал Республики Татарстан и Башкортостан, Владимирскую, Волгоградскую, Самарскую, Саратовскую и Свердловскую области.

В программуотобран 301 проект жилищного строительства, а в сводные реестры граждан, которые могут приобрести квартиры в рамках ЖРС, включено 65,1 тысячи человек в 57 регионах.

– На недавнем инвестиционном форуме в Сочи Вы сообщили, что «на обеспечение инженерной инфраструктуры земельных участков под комплексное жилищное строительство будет выделяться по 20 млрд руб. ежегодно в 2017–2019 годах. Поддержку планируется оказывать в виде субсидирования процентной ставки по кредитам для проектов застройщиков». Какие проекты смогут претендовать на получение этих субсидий, каким критериям они должны соответствовать?

– Сегодня на всех уровнях признано, что в нашей стране есть серьезная проблема, связанная с инженерной, внутриквартальной, дорожной, социальной инфраструктурами. У большинства регионов просто нет средств на инфраструктурные проекты, а закладывать их в стоимость квадратного метра жилья могут позволить себе только несколько самых благополучных регионов. Поэтому решено оказывать поддержку этому направлению, и на это планируется выделить существенные ассигнования –20 миллиардов рублей. Из них 10 миллиардов – это средства, которые удалось аккумулировать в рамках ФЦП «Жилище».

Средства пойдут на субсидирование процентной ставки по финансированию проектовинженерной инфраструктуры, а в части проектов социальной и внутриквартальной транспортной инфраструктуры это могут быть прямые субсидии в регионы под конкретные микрорайоны комплексной застройки. Это очень важный механизм поддержки, и это основной ее элемент, если говорить о конкретной помощи регионам.

Отбор проектов будет строгим – мы будем основываться на наличии предусмотренных законодательством документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Также соискателю необходимо будет иметь разрешение на строительство жилья в проекте в объеме не менее 50 процентов от запланированного, генеральный план расположения объектов проекта и презентацию фасадов проекта.

Кроме того, важным критерием отбора проектов в том числе будет применение при строительстве экологически чистых, энергоэффективных материалов и технологий. Отдельное внимание будет уделяться общему архитектурному стилю проекта, наличию мероприятий по благоустройству территории – эта тема сегодня на особом контроле, поскольку мы приступили к реализации нацпроекта «Городская среда и ЖКХ».

– Для стимулирования местных муниципальных властей Минстрой РФ планирует запустить федеральную финансовую поддержку мероприятий по благоустройству городской среды. Какие конкретно меры стимулирования планируются, и что должны сделать муниципальные власти для того, чтобы претендовать на получение этих субсидий или грантов?

– Поддержка будет оказываться как путем выделения субсидий всем регионам и установки соответствующих целевых показателей, так и в виде грантов на софинансирование конкретных проектов, отобранных на конкурсной основе. Например, в рамках соответствующей номинации Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика».

Мы планируем в скором времени утвердитьперечень первоочередных мероприятий по благоустройству, среди которых ремонт городской общественной инфраструктуры, благоустройство парков, детских площадок, озеленение. Особое внимание здесь будет обращено на созданиедоступной среды для маломобильных групп населения.

Когда перечень будет утвержден, муниципалитеты разработают на его основе собственные программы благоустройства. Причем эти программы должны создаваться с учетом общественного мнения. Минстрой возьмёт их реализацию на особый контроль – для этого в ГИС ЖКХ, которая скоро должна заработать в полную силу, будет внедрена специальная система мониторинга. Параллельно планируется создать специализированный интернет-портал с лучшими практиками благоустройства и провести обучающие семинары для местных властей.

Это только первые шаги, которые предварят системные изменения принципов благоустройства и формирования общественной среды. Сейчас формируются современные требования к проектированию и благоустройству городов. В соответствии с ними Агентство по ипотечному жилищному кредитованию за свой счет разработает комплекс стандартов для городов различных форматов. Этот документ определит технические требования к городской среде и ориентиры по её эстетическому оформлению, но при этом оставит муниципалитетам свободу в выборе художественных решений. В дальнейшем региональные и муниципальные документы должны быть актуализированы в соответствии с этими документами, что создаст единый вектор развития для муниципалитетов.

– По-прежнему больной является проблема обманутых дольщиков. Недавно было объявлено, что в следующем году заработает некий компенсационный фонд, создание которого прописано в изменениях к закону «Об участии в долевом строительстве». Что это за фонд, какими средствами он располагает, как он сможет защитить дольщиков от рисков?

– Сегодня любой договор долевого участия должен быть застрахован, но существующиймеханизм в полной мере не работает. Поэтому было решено создать отдельный государственный фонд в качестве меры дополнительной защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства. В 214-ФЗ внесена база для создания фонда, все принципиальные решения по нему будут выноситься на осеннюю сессию Госдумы. Когда мы примем изменения, которые позволят постепенно уйти от страхования, все риски по ДДУ будут хеджироваться в одном государственном фонде.

Средства фонда будут формироваться за счет средств застройщиков в целях возмещения гражданам убытков и завершения строительства объектов при неисполнении застройщиками своих обязательств по договору участия в долевом строительстве.

Планируется, что фонд начнет работу с 1 января 2017 года. Если продажи в строящемся доме начнутся со 2 января, то застройщик работает с новым фондом. Если сбор средств с дольщиков начался до 1 января и риски по ним были застрахованы, страховщик будет брать на себя обязательства и по оставшимся договорам. Минимальный взнос в новый фонд составит 1% от суммы ДДУ, а значит, для застройщиков и покупателей не возникнет дополнительная финансовая нагрузка.

– Планируется ли вести рейтинг регионов и муниципалитетов с точки зрения выполнения программ, которые курирует министерство?

– Рейтинг регионов и муниципалитетов с точки зрения выполнения программ, которые курирует министерство, мы ведем. Конечно, по итогам мониторинга реализации таких программ мы видим результаты работы каждого субъекта Российской Федерации, знаем преимущества и недостатки в их работе. Отстающим регионам мы стараемся оказывать методологическую поддержку.

Журнал "Регионы России" №126, Октябрь 2016

Регион: 
Россия

Закрыть