Вы здесь

РГ: Минэнерго предлагает поощрять за энергоэффективное жилье

В Минэнерго предлагают подумать над льготами для жильцов домов высокого класса энергоэффективности. Правда, пока в России тема энергоэффективности и энергосбережения не так популярна, как хотелось бы: только 12 процентов граждан считают, что нужно экономить ресурсы. Если же создать стимулы, то можно добиться высоких результатов. Например, минэнерго удалось ввести такие требования к проектированию уличного освещения, что теперь фонари можно ставить только светодиодные.

В целом российские компании идут в ногу со временем и вводят новые технологии по мере их появления, а в части энергоэффективности транспортировки нефти мы не уступаем мировым лидерам. Какие проблемы еще предстоит решить, чтобы снизить энергоемкость экономики, и какую роль в этом играет культура потребления, "Российской газете" рассказал заместитель министра энергетики Антон Инюцын.

Международное энергетическое агентство сообщало, что в 1970-2010 годах в среднем снижение энергоемкости экономик мира составляло 1,3 процента в год. Мы успеваем за миром?

Антон Инюцын: Да, в этом году даже немного перегоняем. По нашим ожиданиям энергоемкость сократится на 1,4 процента по сравнению с 2016-м.

Это не случайно. За прошедший период была создана нормативно-правовая база и инфраструктура в области энергоэффективности, соответствующая мировой практике. Она достаточно эффективно работает: об этом, например, свидетельствует рейтинг госрегулирования в области энергоэффективности Всемирного банка, в котором наша страна с показателем 70 баллов вошла в группу лидеров.

Почти десять лет назад в России поставили цель - снизить энергоемкость экономики в 2007-2020 годах на 40 процентов, из которых по госпрограмме минэнерго отвечает за 9,4 процента. Но мы ведь сильно отстаем от этого плана. В чем причина?

Антон Инюцын: Снижение энергоемкости на эту величину происходит за счет модернизации основных фондов, внедрения энергоменеджмента в масштабах страны, распространения энергосберегающего образа жизни среди населения.

Несмотря на непростые макроэкономические условия последних лет, мы ожидаем, что поставленная перед нами задача будет выполнена по итогам 2018 года, то есть с определенным опережением. Что касается снижения на оставшиеся 30,6 процента из 40, здесь речь идет о структурных сдвигах в экономике, то есть о росте ВВП за счет развития неэнергоемкого сектора услуг - банковского, торговли, туризма, IT, социальной сферы. Эти задачи ближе к компетенции минэкономразвития и других ведомств. Отставание здесь есть, но и причины скорее объективные.

Какие отрасли в России наиболее энергоемкие?

Антон Инюцын: ЖКХ, бюджетный сектор и услуги, транспорт, промышленность, ТЭК и другие, включая такие крупные отрасли-потребители, как минобороны. Но энергоемкие совершенно не означает энергонеэффективные. Просто они большие и используют много энергоресурсов, часто не менее эффективно, чем мировые лидеры.

Например, цементные заводы в целом у нас новые, но их загрузка неполная из-за падения спроса со стороны главного потребителя цемента - строительной отрасли. В 2012-2016 годах, когда спрос снизился, энергоемкость производства цемента повысилась на 44 процента. Или возьмем добычу нефти. Здесь энергоемкость тоже увеличилась - на 16 процентов, но связано это с вовлечением в разработку трудноизвлекаемых запасов, роста доли шельфа.

В некоторых отраслях, например в транспорте нефти, снижение энергоемкости фактически зависит от одной компании - естественной монополии. Они работают по госпрограмме или самостоятельно?

Антон Инюцын: Если говорить конкретно о транспортировке нефти, то это регулируемый вид деятельности, а "Транснефть" - госкомпания. Наличие программы энергосбережения и повышения энергоэффективности для нее обязательно. Мы рассматриваем их на советах директоров, а Федеральная антимонопольная служба рассматривает их в отношении регулируемых компаний при установлении тарифов.

"Транснефть" стала первой из крупных российских компаний, прошедших сертификацию системы энергоменеджмента по международным стандартам во всех дочерних и зависимых обществах. Удельное потребление электроэнергии при транспортировке нефти по ее трубопроводам значительно ниже, чем, например, у ExxonMobil Pipeline Company. За пять лет удельные расходы на транспортировку нефти снизились на девять процентов. Аналогичные изменения происходят во многих компаниях и отраслях.

Здесь надо отметить, что по нашей инициативе месяц назад правительство поддержало и внесло в Госдуму проект федерального закона о переходе на отраслевой принцип формирования требований к программам энергоэффективности компаний, чтобы ведомства более активно участвовали в этой работе в подведомственной отрасли. Наверное, надо было бы сделать этот процесс более открытым для общества, например, за счет прямого включения информации о достижении показателей энергоэффективности в публичную корпоративную отчетность крупнейших госкомпаний... 

Полный текст: Российская газета - Федеральный выпуск №7436 (270)

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть