Вы здесь

РИА. Эксперты: пособие для мэров должно учитывать региональную специфику

 "Синяя книга для мэров", которая будет содержать рекомендации и описание вариантов возможных действий при формировании и развитии городской среды, станет полезным методическим пособием и суммой информационных знаний для постоянно обновляющихся кадров муниципального уровня, считают эксперты, опрошенные РИА Новости в четверг, подобный сбор рекомендаций также убережет управленцев от метода "проб и ошибок".

При этом эксперты сходятся во мнении, что пособие должно содержать в себе не менее трех глав по территориальному срезу, дробясь на большие, средние и малые города, в связи с тем, что, несмотря на схожие задачи в схеме управления, главы субъектов находятся в разных бюджетных условиях.

В четверг газета "Известия" сообщила, что для мэров напишут специальную книгу, которая будет содержать рекомендации и описание вариантов возможных действий при формировании и развитии городской среды. Первый черновой вариант будет выпущен в мае 2017 года. Издание под рабочим названием "Синяя книга для мэра" разрабатывается Центром градостроительных компетенций РАНХиГС. Составители надеются, что книга будет выведена на федеральный уровень и станет обязательной к использованию мэрами городов. Как ожидается, заказчиком разработки этого сборника рекомендаций может выступить Центр стратегических разработок (ЦСР), председателем которого является Алексей Кудрин.

Как рассказала "Известиям" директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбицкая, работа по составлению рекомендаций по управлению городом ведется в рамках стратегии развития России до 2030 года, которую поручил разработать председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. По словам Ирбицкой, "Синяя книга мэров" будет состоять из трех блоков. В первом будет представлена долгосрочная стратегия развития города по основным направлениям городской жизни. В двух других авторы дадут четкие правила по достижению поставленных в первой главе ориентиров развития. Причем для каждого типа города будет подготовлен свой эксклюзивный вариант управленческих решений.

Полезное пособие. Региональные аспекты

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что данное пособие будет полезным именно как справочный материал, при этом, по его мнению, оно не должно превратиться в обязательный документ, так как при примерно равных задачах у мэров неравные возможности.

"Одно дело мэр, я не говорю Москвы, Самары, а другое дело — какого-то районного центра, но если документ получит распорядительную силу, он тем самым отрубит все то, что в него не войдет, а тогда придется либо его заполнять по принципу "все случаи жизни", что все равно не получится, но в любом случае перегрузит документ. Либо исходить из того, что значительная часть вариантов уже будет признана априори неправильной, потому что они в эту книгу не вошли", — поделился эксперт.

Его коллега, руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов также считает, что методическое обеспечение необходимо в связи с тем, что кадры на муниципальном уровне постоянно обновляются. "И мэры, и депутаты приходят новые, и из депутатов у нас часто теперь избираются главы, поэтому главы тоже меняются с каждыми выборами – это процесс постоянный, и приходят новые люди, им, безусловно, нужно разбираться в той материи, которой они должны заниматься", — пояснил эксперт.

Миронов обратил внимание, что для глав муниципальных образований и депутатов на местах есть образовательные программы, однако их не всегда достаточно и они не всегда должным образом методически обеспечены. "То есть, на месте всегда узкий подход очень преобладает. И у них, в основном, там все обучение строится на описании, как нужно взаимодействовать с областной властью, а, естественно, вопросов значительно больше. Поэтому, в принципе, методическое обеспечение, конечно, необходимо", — сказал Миронов, пояснив, что методическое пособие поможет новым главам разобраться в этой "сложной материи".

Специфика

При этом политолог отметил, что есть базовый федеральный закон № 131 от октября 2003 года, который постоянно "точечно" меняется, Миронов пояснил, что следить за этими изменениями "очень сложно", и не всегда "даже люди опытные" успевают вникнуть в эти изменения. "В то же время местное самоуправление регулируется еще и массой подзаконных актов и отраслевых федеральных законов, и здесь тоже идет постоянное обновление правовой базы, поэтому, конечно, разбираться надо", — отметил он.

Журавлев при этом акцентирует внимание и на том, что "методичку" будет полезно использовать именно как информационный материал, справочник, сумму знаний, которых зачастую мэрам, особенно мэрам маленьких городов, по его мнению, не хватает. "Да, они набираются опыта методом проб и ошибок, но это всегда дорого – десять раз попробовать и только потом, на одиннадцатый раз получится. Метод проб и ошибок уже стал слишком дорогим, слишком роскошным, а эта книга, наверное, до какой-то степени сможет от этого метода избавить", — считает эксперт.

Наполнение

По мнению Миронова, в пособие должны обязательно войти рекомендации по правовым аспектам, бюджетным процессам (эксперт отметил, что это сложная сфера), а также обязательно должна быть часть, посвященная разграничению полномочий.

"В том числе в деталях, потому что то, что написано в самом законе о местном самоуправлении, там только вопросы местного значения – они так, пунктиром даны, а раскрываются они в подзаконных актах и постановлениях правительства, приказах министерства и так далее, и здесь сразу не въедешь, то есть действительно нужна часть, где хотя бы просто содержание полномочий очень и очень подробно расписано – это очень важно и нужно", — поделился политолог.

Журавлев при этом считает, что для России важной проблемой при составлении такой "методички" становится неравенство городов, в связи с чем нужно писать отдельное пособие для городов-миллионников и отдельное — для районных центров, или же необходимо делить пособие на отдельные главы. "Потому что технология жилищного строительства и организации еще каких-то чисто хозяйственных вопросов вряд ли будет принципиально отличаться, а вот вопросы финансирования, механизмы привлечения средств. Одно дело, как найти инвесторов для хозяйства той же Самары и другое дело, как найти даже для Йошкар-Олы, не говоря уже для районного города", — сказал он, отметив, что чем больше будет разделов, тем больше будет различий между уровнями городов.

Миронов согласен с коллегой и также считает, что пособие должно быть поделено на разные главы, в том числе должно содержать раздел, посвященный крупным городам, городским агломерациям и их развитию, снятию правовых барьеров на пути создания агломераций, в части межмуниципальной собственности, которую, по мнению эксперта, очень сложно создать, а также единых органов управления.

"И в то же время развитие малых и средних городов и сельских поселений – это вообще разные темы. Крупные города, средние города, малые города, сельские поселения – это три разных социальных реальности абсолютно у нас в стране. Полномочия не очень сильно отличаются, а вот объемы бюджетов и, соответственно, возможности колоссально отличаются, поэтому и должны быть разные разделы. Ну можно дробить до бесконечности, но хотя бы трех вот этих по территориальному разрезу надо", — считает Миронов.

Не методичкой единой

Эксперт при этом отметил, что, "безусловно, такая методичка, конечно, нужна", но надо понимать, что это "только методичка" — она может частично улучшить работу муниципалитетов, но чтобы происходило развитие территорий нужно вкладывать деньги, и необходимо четче разделить полномочия между регионами и муниципалитетами и предоставить муниципалитетам большую автономию, в том числе финансовую.

"Об этом эксперты говорят уже очень давно, но пока ничего серьезного в этом направлении не сделано. Конечно, без вот таких вот серьезных, системных мер мы существенно местное самоуправление не улучшим, но методичка, конечно, вещь нужная", — заключил Миронов.

РИА Новости

Структурное направление: 
Регион: 
Россия

Закрыть