Вы здесь

Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» И.В. Генцлер выступила модератором тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда»

Дата публикации: 23.10.2018

Эксперты ОНФ на площадке Движения обсудили риски, которые могут возникнуть при реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Изучив паспорт нацпроекта, они сделали вывод, что помешать его выполнению могут проблемы некачественных новостроек, брошенные аварийные дома, а также запутанная методология, по которой рассчитывается индекс качества городской среды. Эксперты Народного фронта призвали минимизировать риски, мешающие решению задач в рамках нацпроекта по жилью и городской среде.

В послании Федеральному собранию в марте этого года президент России, лидер Народного фронта Владимир Путин подчеркнул, что развитие городов должно стать движущей силой для всей страны. Главным механизмом для выполнения должен стать нацпроект «Жилье и городская среда» - один из 12 нацпроектов и нацпрограмм, которые президент поручил разработать кабинету министров.

В его рамках участники круглого стола выделили три направления, по которым обсуждались возможные риски. Первый блок вопросов посвящен необходимости устойчивого сокращения непригодного для проживания жилья. Как подчеркнули специалисты, это не только ликвидация аварийного жилфонда.

«Приведу простой пример после своего недавнего визита в Тамбов. Там ремонтируют кровлю дома, у которого практически нет фундамента. Ветхое здание осело. То есть кровлю сделают, тем самым снимут статус ветхого дома, и жители будут сидеть в землянке. Мы настаиваем, чтобы программы капремонта были пересмотрены, а инвентаризация жилфонда прошла с новым подходом. Тратить деньги на ремонт таких домов неэффективно – сегодня подлатали, а через год он опять станет ветхим. Это замкнутый круг, так мы никогда не сократим аварийный жилфонд», - отметила член Центрального штаба Народного фронта, координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды Светлана Калинина.

К серьезным рискам для нацпроекта можно отнести и полный беспорядок, который происходит в сфере контроля за муниципальной собственностью. Речь идет как о жилых, так и о нежилых помещениях. Здесь тоже нужна инвентаризация и составление четких реестров. Требуется она и в отношении аварийных домов, являющихся памятниками культуры и архитектуры, с четким указанием их собственника. К сожалению, нюансы переселения граждан из таких домов в нацпроекте прописать забыли. А ведь кроме расселения нужна оперативная последующая реставрация таких зданий.

Еще одна проблема связана с так называемым «новым аварийным жильем». Таких жалоб в ОНФ приходит множество. Например, в Московской области выявлены примеры, когда 18-этажные новостройки сдавались без лифтов и систем пожарной безопасности. И эта проблема носит массовый характер. Необходимо прописать в федеральном законодательстве четкие критерии, чтобы ни у застройщиков, ни у надзорных органов не было возможности сдавать и принимать недоделанные здания.

Существенные риски для выполнения задач нацпроекта создают аварийные дома, брошенные управляющими компаниями. Прилегающая территория не убирается, текущий ремонт не проводится, мусор не вывозят.

«Управляющие компании говорят, что дом аварийный и нет резона им заниматься. Но ведь до того момента, как людей переселят, их жилищные права должны соблюдаться, в том числе и права на предоставление жилищных услуг. Такие здания разрушаются ускоренными темпами и, если за ними совсем не следить, они могут попросту не достоять до расселения», - заметил координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков.

Второй блок вопросов, поднятых за круглым столом, связан с жилищной политикой. Как напомнили эксперты ОНФ, одна из стратегических целей нацпроекта состоит в том, чтобы ежегодно не менее 5 млн семей улучшали свои жилищные условия, а объем жилищного строительства должен увеличиться не менее чем до 120 млн. кв. м. в год. Однако механизмов для этого сегодня явно недостаточно.

«Уже сегодня у муниципалитетов существуют обязательства по улучшению жилищных условий для 2,5 миллионов семей. Это социально уязвимые категории граждан, молодые семьи. Более 52% из них стоят на очереди больше 10 лет. А средний период ожидания составляет 20 лет. И никаких механизмов, чтобы его сократить, в нацпроекте не предложено. Точнее не заложено ничего нового, что позволило бы решить проблему», - подчеркнула модератор тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда», директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер.  

Эксперт добавила, что, по ее мнению, важно развивать сектор строительства доступного (то есть некоммерческого) арендного жилья, которое станет альтернативой муниципальному жилфонду.

Еще один проблемный момент, выявленный экспертами, состоит в том, что нацпроект не раскрывает и не конкретизирует само понятие «улучшение жилищных условий». Не разъясняется и взаимосвязь между такими категориями как «жилищная обеспеченность» и «улучшение жилищных условий».

Третье направление связано с формированием комфортной городской среды. Здесь также выявлено немало рисков. Так, сформированная в рамках нацпроекта система оценки, которая называется «Индекс качества городской среды», имеет существенные методологические недоработки. Критерии и показатели в этой системе слишком размытые, нечеткие. В результате полученные данные уже сейчас нельзя назвать достоверными. Ведь если судить по такому индексу, то выходит, что городская среда в Твери лучше, чем в Казани. Даже обычный путешественник, который бывал в этих городах, над таким результатом только посмеется.

«Одна из задач национального проекта – в два раза сократить число городов с неблагоприятной городской средой. Но что, опять-таки, входит в это понятие «неблагоприятности», где ее граница? В нацпроекте не определена система прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды. Речь идет только об общественных слушаниях и рейтинговом голосовании. А, например, финансовое и трудовое участие граждан не предусматривается», - заявил модератор тематической площадки Народного фронта «Жилье и городская среда», член московского регионального штаба ОНФ Павел Жбанов.

Также эксперты ОНФ рассказали о кадровых рисках. Итоги работы программы по формированию комфортной городской среды в 2017-2018 гг. показали серьезную нехватку профессиональных градостроителей, архитекторов, урбанистов. При этом объемы задач программы на 2019-2024 гг. возросли многократно.

Кроме того, беспокойство специалистов вызывает неподготовленность к решению проектных задач именно на муниципальном уровне, который здесь является фундаментальным. Однако муниципальные структуры, причастные к теме формирования комфортной городской среды, обнаруживают полную некомпетентность в вопросах развития поселений.

По итогам обсуждения эксперты Народного фронта еще раз подчеркнули значимость работы по выявлению и минимизации рисков. В противном случае может получиться так, что цели и задачи, поставленные главой государства и зафиксированные в национальном проекте «Жилье и городская среда», не будут достигнуты. Все проблемные вопросы, озвученные за круглым столом ОНФ, будут оформлены в виде резолюции и направлены в Минстрой в ближайшее время.

Портал ОНФ от 23 октября 2018 года

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть