Вы здесь

Директор направления "Городское хозяйство" ИЭГ Владилен Прокофьев для АиФ в статье "Можно ли решить проблемы ЖКХ без скачка тарифов"

Ударим мусором по разрухе. Можно ли решить проблемы ЖКХ без скачка тарифов

Поможет ли привлечение частных инвесторов приводу денег для решения самых насущных проблем ЖКХ?

С 1 июля цены на разные коммунальные услуги вырастут от 2,5 % до 15-20 % в зависимости от региона. При этом их повышение всё равно не даёт возможности тратить на ремонт инфраструктуры столько, сколько нужно: ежегодная потребность ЖКХ в инвестициях — около 500 млрд рублей. Что происходит с российской «коммуналкой» и как решить её проблемы?

Сколько труб нужно срочно менять?

«Статистика не публикует информацию об износе коммунальной инфраструктуры, но отслеживает такой хороший показатель, как доля сетей, нуждающихся в замене, — объясняет Владилен Прокофьев, директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города». — Это трубы, которые надо просто выкопать и заменить другими. В системе водоснабжения в целом по России доля сетей, нуждающихся в замене, составляет 43 %. Это данные за 2015 год, за 2016 пока данных нет. Ежегодно этот показатель вырастает на 0,7-0,8 %. В системе теплоснабжения ситуация немного лучше: там в замене нуждается 29 % сетей. В системе канализации соответствующий показатель — около 40 %».

По оценкам властей, больше всего изношена «коммуналка» в Якутии, Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, на Чукотке, в Дальневосточном федеральном округе, а также в Бурятии, Красноярском и Забайкальском краях, Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областях.

Находящееся в аварийном состоянии коммунальное хозяйство — это перебои с водой, теплом, прорывы водопровода и канализации в квартирах и подъездах. И потери для экономики. Так, потери воды в среднем по России достигают 23 %, а в некоторых городах — 40 %. Потери тепла на теплосетях, эксплуатирующихся более 20 лет, в 1,5-2,5 раза выше нормативов.

«При существующих объёмах замены изношенных сетей водоснабжения каждая труба должна служить более 90 лет, — отмечает Прокофьев. — В 2015 году заменили 1,1 % сетей водоснабжения. В канализации доля новых труб составила менее 0,5 %. В системе теплоснабжения — 1,7 %».

Ситуацию усугубляет частое использование при ремонте и реконструкции бывших в употреблении труб под видом новых. Их цена в 2-2,5 раза ниже, но качество и надёжность оставляют желать лучшего.

Кто даст деньги?

В бюджете на восстановление ЖКХ денег нет. Тарифы растут, но их увеличение тоже ограничено, потому что доходы населения снизились и продолжают падать. Увеличение доли простых людей в финансировании «коммуналки» ведёт лишь к росту долгов. Долги граждан за коммунальные услуги уже занимают второе место в «долговом» списке России: лидируют по сумме долга банковские займы, за ними — ЖКХ, на третьем месте — ипотечные кредиты. Остаётся привлекать частных инвесторов.

Главный фактор, который останавливает предпринимателей, — слишком долгий период инвестирования. Как правило, проекты, предлагаемые к инвестированию, требуют вложения значительных средств сразу, а их возврат начнётся через несколько лет и завершится лет через 20-30. Не добавляет привлекательности отрасли высокий процент просрочки по оплате услуг ЖКХ, а следовательно, непредсказуемость финансовой модели.

В то же время с точки зрения бизнеса «коммуналка» — сочетание разумной доходности и высокой стабильности: потребности в тепле и горячей воде были, есть и всегда будут. Хотя норма прибыли в этом бизнесе не превышает 15%, он не зависит от конъюнктуры, что позволяет прогнозировать вложения и доходность на многие годы вперёд.

«Есть механизм инвестирования в ЖКХ, и он называется государственно-частным партнёрством, — считает Виталий Шаров, научный руководитель Института финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ. — Роль государства — патронаж проекта, контроль, страхование рисков невозврата инвестиций. Государство и частные инвесторы являются в этой схеме соинвесторами и совладельцами предприятия. Инвестиции государства — земля, коммуникации, здания и строения. Такое взаимодействие — это и гарантия от многих злоупотреблений, и рабочий механизм».

Экспериментальный город

Соответствующий эксперимент, в разработке экономической модели которого участвовал Шаров, начался в подмосковном городе Рошаль. «Частные инвесторы работают по концессионному соглашению, когда часть основных фондов (помещения, земля) остаются в собственности государства, а соинвестор-предприниматель организует производство, — рассказал учёный. — Конечно, ещё рано говорить о каких-то выдающихся успехах — эксперименту всего год — но город уже не замерзает, как 2 года назад, и сбоев стало гораздо меньше».

Муниципальному коммунальному предприятию города переданы все сферы ЖКХ: теплоснабжение, водоснабжение, канализация, парковое хозяйство, вывоз и утилизация мусора, дорожное хозяйство, детские площадки, благоустройство территории. «В этих условиях можно как-то маневрировать, находить резервы с помощью прибыльных сфер деятельности. Например, зарабатывая на утилизации мусора, финансировать ремонт канализации или теплосетей, и даже снижать тарифы для населения, — отмечает Шаров. — Предполагаем в этом году расширить эксперимент на другие города востока Московской области. Предприниматели принимают нашу систему с энтузиазмом, предлагается много инновационных проектов: например, получение тепла из твёрдых бытовых отходов. Главное, были бы государственные гарантии, тогда и инвестиции придут, и повышать платежи будет необязательно».

Аргументы и Факты

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация