Вы здесь

Президент ИЭГ Косарева Н.Б. приняла участие в Парламентских слушаниях Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

Парламентские слушания на тему «О концепции развития земельного законодательства Российской Федерации», проводимых Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, состоялись 6 марта 2017 года.

В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, коммерческих организаций, экспертного сообщества. От Фонда "Институт экономики города" в слушаниях приняла участие президент ИЭГ Косарева Н.Б. 

Читайте в материалах СМИ

Земельное законодательство в России требует изменений — депутат

Действующее земельное законодательство в РФ требует изменений, заявил в понедельник председатель думского комитета по природопользованию, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

"Мы постоянно получаем и от депутатов, и от регионов новые предложения. Раз постоянно возникают идеи что-то подправить, значит действующее законодательство в чем-то кого-то не устраивает", — сказал он, выступая в Госдуме на парламентских слушаниях, посвященных концепции развития земельного законодательства.

В свою очередь заместитель министра экономического развития РФ, руководитель Росреестра Виктория Абрамченко добавила, что внесение изменений может потребовать создания отдельного документа.

"Мы говорим сегодня о концепции изменения земельного законодательства России. А концепция — это документ. Будет ли это пролонгация или это должен быть новый документ — вопрос для дискуссии. Но такой документ должен в нашей стране появиться", — отметила она.

Земельный кодекс — основной документ, регламентирующий земельное право в России. Ключевая его задача — контроль рационального землепользования и охрана земли. Кодекс был принят в 2001 году, он состоит из 18 глав, включающих 103 статьи. Кодекс расширил сферу применения института частной собственности на землю в процессе реализации гражданско-правовых сделок.

В 2012 году были утверждены основы государственной политики использования земельного фонда РФ, программа рассчитана до 2020 года.

Интерфакс-Недвижимость

Земля не поддается устройству

Законодательство о ней не избавляется от противоречий

Представители Росреестра, Минсельхоза и Рослесхоза заявили вчера в Госдуме о том, что концепция развития земельного законодательства не выполняется, в реестр недвижимости до сих пор не внесена половина границ земельных участков, а регионам не хватает денег на кадастровые работы. Сами же ведомства готовы подробно обсуждать только локальные правки законов, направленные на решение отдельных проблем,— как законопроект о "лесной амнистии", призванный легализовать поселения на землях лесного фонда, или законодательную поддержку сноса пятиэтажек в Москве — что вряд ли повысит стройность и без того противоречивого регулирования.

Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные концепции развития земельного законодательства. Как отметил в начале встречи глава комитета ГД по природным ресурсам Николай Николаев, в РФ действуют "Основы государственной политики использования земельного фонда до 2020 года", но на практике выполнить их сложно. Правительство же или вводит новые исключения из общих правил, или предлагает идеи, которые не сопрягаются с имеющимися законами: так, закон о дальневосточном гектаре не учитывает норм, обязывающих предоставлять земельные участки на торгах, говорил он.

В Единый госреестр недвижимости до сих пор не внесена половина границ земельных участков, пожаловалась глава Росреестра Виктория Абрамченко: у ведомства есть данные о 60 млн земельных участков, точные границы есть у 30 млн. Проблему должны решить комплексные кадастровые работы, но их проведение упирается в нехватку финансирования: такие работы выполняются за счет региональных и муниципальных бюджетов. Регионы могут получить на них субсидии, но в 2017 году их получат лишь три субъекта РФ из 85.

Впрочем, участники слушаний и сами оказались готовы обсуждать только локальные правки законодательства о земле — как законопроект о "лесной амнистии", который Госдуме предстоит рассмотреть в весеннюю сессию. Правительство внесло его в парламент в конце января 2017 года для "устранения противоречий в сведениях государственных реестров" — для этого Белый дом де-факто предлагает упростить признание участков, формально относящихся к лесному фонду, землями населенных пунктов. Проект решит часть проблем, но появился он "не от хорошей жизни", признала госпожа Абрамченко. При этом, как отметил глава Рослесхоза Иван Валентик, всего таких "пересечений" сведений в реестрах 240 тыс., а площадь "наложений" — 1,7 млн га (0,1% земельного фонда).

Комментировали чиновники и планы московского правительства по сносу пятиэтажек из-за "некомфортности" и сложностей с капремонтом таких зданий (представители Москвы в слушаниях не участвовали). Как отметила вчера глава Росреестра Виктория Абрамченко, для сноса потребуется менять законодательство об использовании земли для строительства жилья и комплексного освоения территорий. "Опять нужны изменения, действующее законодательство не поможет реализовать такой крупный проект",— посетовала она.

Замглавы Минсельхоза Сергей Левин, в свою очередь, напомнил вчера о давней идее Минсельхоза создать единый госреестр сельхозземель (не уточнив, как он будет увязан с базами Росреестра и Рослесхоза). Также уже несколько лет в планах ведомства поправки, которые позволят шире вовлекать неиспользуемые сельхозземли в оборот за счет повышения ставки налога на них с 0,3% до 1,5%. При этом в Минсельхозе вчера признавали, что рассчитывают на внесение этого проекта в виде поправки ко второму чтению в один из уже принятых. Отметим, что о негативном влиянии на стройность законодательства "поправок ко второму чтению" уже открыто говорят не только в Госдуме, но и в правительстве. Впрочем, к обсуждению регулирования земельных вопросов в рамках цельной и стройной концепции чиновники в ходе слушаний так и не вернулись.

Газета "Коммерсантъ" №39 от 07.03.2017, стр. 2

Структурное направление: 
Город: 
Москва
Регион: 
Российская Федерация