Вы здесь

Ведущий юрисконсульт направления "Городское хозяйство" ИЭГ Дмитрий Гордеев о введении абонентской платы за электроэнергию для портала «Русская планета»

Дата публикации: 21.12.2015

Налог на что-нибудь

Облагая население новыми обязательными платежами, чиновники даже не трудятся их хоть как-то обосновать

В правительстве придумали, как порадовать граждан к Новому году: Минэнерго предлагает подарить каждой российской семье… по дополнительной строчке в платежке за электричество. Раз в месяц вся страна будет «скидываться» на эти подарки — по 20–100 рублей «с носа».

Старая новая идея

Речь идет о введении абонентской платы за электроэнергию — это вид поборов, с которым россияне еще  не сталкивались, по крайней мере до сих пор. Как заявил замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко, проект соответствующего постановления правительства уже проходит общественное обсуждение. «Независимо от того, сколько платит человек за свет, он оплачивает обслуживание сетей», — кратко и ясно пояснил чиновник суть предложения своего ведомства.

По официальной версии, Минэнерго внезапно обеспокоилось тем, что в стране, мол, очень много пустующих домов и квартир, что создает определенные проблемы для энергосетевых компаний. Ведь электричество туда подведено, но пользоваться им некому, а следовательно, некому за него и платить. При этом компании обязаны поддерживать сети в рабочем состоянии, а в случае обрыва линии электропередачи или другого ЧП — бесплатно ликвидировать последствия.

Особенно энергетиков раздражают инвестиционные квартиры, хозяева которых и сами в них не живут, и в аренду не сдают, а только и ждут момента, когда недвижимость можно будет продать с максимальной выгодой. Поставщикам энергоресурсов тем временем приходится тратить деньги на подключение и содержание сетей, которые, по сути, оказываются никому не нужными.

В общем, поскольку с пустых домов денег не возьмешь, министерские энергетики и рассудили, что оплачивать работу служб должны все потребители вместе независимо от того, сколько они потребляют и как исправно за это платят. «Это не новая идея, этот платеж много лет действует во многих странах Европы», — подчеркнул Кравченко, видимо, посчитав, что это автоматически превращает плохо завуалированную попытку обобрать население в объективно оправданную законодательную инициативу.

При этом он не постеснялся объявить, что после ввода абонентской платы суммарные ежемесячные доходы энергосетей увеличатся на 240 млн рублей. На что конкретно планируется потратить эти средства, замминистра не рассказал. «Пользование» и «содержание» — понятия крайне обширные и, что самое удобное, растяжимые.

Двойная оплата

Единственный нюанс, о котором, видимо, забыл упомянуть представитель Минэнерго, заключается в том, что плата за это самое «пользование и содержание» сетей и так уже включена в тарифы за электроэнергию. Очевидно, что сети всегда содержались, ремонтировались, а иногда и строились за счет потребителей, а если бы компании, как считают в Минэнерго, работали себе в убыток, они давно вылетели бы в трубу.

То есть и по логике, и по математике выходит, что, вынося абонентскую плату за содержание сетей в отдельную строчку, энергетики должны будут вычесть эту сумму из основного платежа, то есть в целом плата за электроэнергию останется на прежнем уровне. Но, судя по отсутствию подобных разъяснений от Минэнерго, логика и математика там работают по-другому.

Если предложение будет одобрено, то платежки за электроэнергию — при средней сумме в 500–600 рублей в месяц — могут «подрасти» еще на 20%, что превышает уровень официальной инфляции. Как это стыкуется с заявлением главы кабинета Дмитрия Медведева о том, что в 2016 году тарифы ЖКХ для населения не должны увеличиться более чем на 4%, не совсем ясно. Видимо, в дело опять пойдет «альтернативная» математика.

Непонятно также, почему будет взиматься именно такая сумма — от 20 до 100 рублей. Почему до 100, а не до 50? Или не до 10 тысяч? Ответов нет. Создается впечатление, что цифры, как обычно, взяты с потолка, исходя из потребностей сетевых компаний, а не рыночной ситуации.

Однако этим аппетиты сетевых компаний не ограничатся. Новая абонентская плата на деле оказалась лишь вершиной айсберга, и еще не самой затратной для населения.

Переходим на энергонорму

В том же документе, предложенном Минэнерго, говорится о новой системе тарифов за электроэнергию, на которую мы должны были перейти еще этим летом, но в последний момент переход решили отложить на год. Когда это случится, тариф за электричество для населения станет дифференцированным. При расходовании менее 150 киловатт-часов в месяц потребители будут платить на 2% меньше базового тарифа. Как пояснил Вячеслав Кравченко, в эту категорию попадают 73% плательщиков. Если люди будут расходовать 151–600 киловатт-часов в месяц, тариф вырастет на 12%, свыше 600 киловатт-часов — на 52%.

Пока пилотный проект по внедрению социальной нормы потребления обкатывается в шести регионах России. «Подвох в том, что если во время эксперимента в регионах планки устанавливались для семей в зависимости от количества проживающих, сейчас Минэнерго вписало единую норму в 150 киловатт-часов в месяц на домохозяйство, — поясняет юрисконсульт направления городского хозяйства фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев. — Получается, два человека в эту норму впишутся. А если живут четыре, шесть? Если плиты электрические?  Зачастую в больших домах живут и по 10 человек — это большие семьи в селах, в городах, и вот для них для всех норма будет одна. Это неправильно».

То есть большим семьям придется доплачивать не только «за воздух» (по статье «абонентская плата»), но еще и за превышение совершенно несправедливой по отношению к ним социальной норме. В выигрыше останутся только энергетики, причем и компании, и чиновники, поскольку первые получили гарантированные  240 миллионов ни за что, а вторые нашли легкий способ изобразить бурную законотворческую деятельность, при этом не сделав практически ничего. «В Минэнерго даже не потрудились пересчитать людей "поголовно", потому что это очень большая работа, — констатирует Гордеев, — и она требует значительных административных затрат. Вместо этого они просто-напросто посчитали домохозяйства и заявили, что у всех будет норма в 150 киловатт/час, и точка».  

Иными словами, тем семьям, которые в норму не уложатся, придется платить за лень и смекалку товарищей из Минэнерго.

Вопросы без ответов

Подобные решения, хоть от Минэнерго, хоть от любого другого правительственного ведомства, требуют обоснования, а у нас это как-то не принято — объяснять людям, почему так сделано. Зато принято другое: закладывать в повышенный тариф стоимость кабеля длиной 10 км, из которых реально будет проложено от силы 5. Или содержать хоккейную команду. Не уделять внимания проблемам собираемости, выставления счетов, прозрачности инвестиционных программ и эффективности. Ведь зачем работать над сокращением издержек, если намного проще продавить в правительстве очередную «разумную» идею, которая позволит выжать дополнительную копейку из конечного потребителя?

«В регулирующих органах, которые устанавливают тарифы на региональном уровне, зачастую работают выходцы из энергоснабжающих компаний, — объясняет Гордеев. — И, когда они уходят из этих самых регулирующих органов, они снова возвращаются в компании, поэтому зачастую эти люди выражают, скорее, собственные интересы, нежели интересы потребителей».

Единственное, что может призвать зарвавшихся энергетиков к порядку, это четко прописанные методики расчета тарифов, нарушение которых грозило бы компании многомиллионным штрафом и влекло персональную ответственность руководства. Но правительство, кажется, слишком занято изобретением новых способов обирания народа, поэтому заниматься чисткой собственных рядов ему некогда.

"Русская планета"

Структурное направление: 
Регион: 
Россия

Закрыть