Вы здесь

Совершенствование правового регулирования организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов на основании анализа правоприменительной практики субъектов РФ

Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Институт экономики города заключили государственный контракт на выполнение научно-исследовательской работы на тему "Совершенствование правового регулирования организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов на основании анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации".
 
Объектом исследования настоящей научно-исследовательской работы являлось законодательство и правоприменительная практика субъектов Российской Федерации в части правового регулирования организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

Целью работы являлась разработка на основе анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации комплекса предложений по совершенствованию правового регулирования организации проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, направленных на:

  • устранение законодательных пробелов и барьеров для эффективного функционирования системы капитального ремонта многоквартирных домов;
  • развитие организационно-финансовых механизмов, обеспечивающих привлечение средств на финансовом рынке для капитального ремонта и повышения энергоэффективности многоквартирных домов;
  • повышение эффективности мер государственной и  муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов.

Методология выполнения работы включала анализ региональных нормативных правовых актов, обеспечивающих своевременное проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории субъектов Российской Федерации, практики применения федерального и регионального законодательства, регулирующего указанные вопросы, разработка комплекса предложений по совершенствованию правового регулирования организации проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах использование методов системного анализа, метода экспертных оценок.

Результатом работы является аналитический отчет на тему: «Совершенствование правового регулирования организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов на основании анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации», включающий анализ по всем направлениям заданного исследования и предложения по совершенствованию правового регулирования организации проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В результате выполнения научно-исследовательской работы «Совершенствование правового регулирования организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов на основании анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации» установлено следующее: субъекты Российской Федерации, уполномоченные Жилищным кодексом Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, столкнулись со значительными трудностями в процессе разработки и утверждения указанных региональных нормативных правовых актов. Эти трудности обусловлены как имеющимися недостатками федерального законодательства, регулирующих создание и функционирование новой системы организации финансирования и проведения капитального ремонта многоквартирных домов, так и неготовностью субъектов Российской Федерации к самостоятельной законотворческой деятельности.

Об этом свидетельствует тот факт, что субъекты Российской Федерации при разработке регионального законодательства активно прибегали к копированию модельного закона «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации», разработанного по инициативе экспертов Фонда ЖКХ. В результате большинство принятых региональных законов являются рамочными, содержат дублирующие Жилищный кодекс положения и отсылочные нормы, и устанавливают поручения к исполнительным органам власти взять на себя решение основных процедурных вопросов.

Также в результате анализа федерального законодательства выявлен ряд существенных недостатков, которые формируют барьеры для реализации системы капитального ремонта. Указанные недостатки федерального, а также регионального законодательства приводят к рискам при его практической реализации буквально по каждому компоненту анализа:

  • формирование региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов;
  • выбор способа формирования фондов капитального ремонта;
  • создание региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • предоставление государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов.

Для преодоления выявленных проблем ключевым является совершенствование федерального законодательства, устранение пробелов в положениях Жилищного кодекса. Также, возможно, стоит пересмотреть перечень полномочий, возложенных Жилищным кодексом на субъекты Российской Федерации в части регулирования вопросов капитального ремонта многоквартирных домов, и усилить влияние органов государственной власти Российской Федерации для формирования единых подходов к решению задач в области капитального ремонта многоквартирных домов.

Оценка полноты решений поставленных задач. В рамках выполнения настоящей научно-исследовательской работы решены все поставленные техническим заданием задачи.

Рекомендации и исходные данные по конкретному использованию результатов НИР. Важнейшим результатом данной научно-исследовательской работы являются разработанные предложения по внесению изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации. Предложения представлены в форме проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Данные предложения адресуются Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству как основа для дальнейшего обсуждения и использования при разработке соответствующих законопроектов.

Результаты оценки технико-экономической эффективности внедрения. Внедрение разработанных предложений в ближайшей перспективе сократит финансовые риски при реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов, снизит опасность массовых негативных социальных проявлений, даст возможность сформировать и внедрить систему капитального ремонта с минимальными издержками. В перспективе применение представленных предложений даст возможность постепенного перехода к самостоятельному проведению собственниками помещений в многоквартирных домах капитального ремонта и реконструкции для повышения энергетической эффективности многоквартирных домов с привлечением средств на финансовом рынке и полной ответственности собственников помещений за состояние общего имущества в многоквартирном доме.

Результаты оценки научно-технического уровня выполненной НИР в сравнении с лучшими достижениями в данной области. Работа представляет собой всестороннее рассмотрение заявленной проблемы и комплексные предложения по совершенствованию правового регулирования организации проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Это наиболее детальная и всеобъемлющая разработка в данной области.

Степень внедрения научно-исследовательской работы после ее окончания предполагается достаточно высокой, так как результаты исследования и разработанные предложения будут использованы при подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правового регулирования организации проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Областью применения данной научно-исследовательской работы является сфера деятельности Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Заказчик: Аппарат Государственной Думы Российской Федерации.

Структурное направление: 
Год начала: 
2013
Год окончания: 
2013
Регион: 
Москва

Закрыть