В различных публикациях журнала "Уголь", посвященных социальной проблематике реструктуризации угольной отрасли, отмечалась актуальность проблемы преодоления социально-экономических последствий структурных преобразований на уровне углепромышленных муниципальных образований. Приводились примеры реализации программ местного развития в целях трудоустройства шахтеров, развития малого бизнеса, разработки стратегических планов социально-экономического развития шахтерских территорий и др.
С участием Ассоциации шахтерских городов России (АШГ) и некоммерческого партнерства "Содружество энергетических городов" при поддержке ОАО РАО "ЕЭС России" и Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках программы "Making Cities Work в 2003 г. был реализован проект "Стратегия экономического развития угольно-энергетических городов России" для городов Артем и Партизанск в Приморском крае, в которых, как известно, угольный сектор промышленности практически полностью прекратил свое существование. Методическое обеспечение проекта осуществлялось фондом "Институт экономики города". В ходе реализации этого проекта использовались опыт и наработки ГУ "Соцуголь". В данной публикации освещаются основные результаты реализации вышеназванного проекта.
Малые и средние монопрофильные промышленные города России представляют собой один из самых сложных типов муниципальных образований как с точки зрения сложившейся в них на сегодня неблагоприятной социально-экономической ситуации, так и возможностей и путей реформирования их городского хозяйства и социальной сферы. Как тяжелую можно охарактеризовать ситуацию в угольных городах, и особенно в угольно-энергетических городах, где на незавершившуюся реструктуризацию угольной промышленности накладывается реформа электроэнергетики.
Задача сглаживания негативных последствий реформирования этих отраслей в городах требует скоординированных действий компаний, органов местного самоуправления и региональной власти, местных сообществ по поиску альтернативных путей развития. Именно на решение этой задачи был направлен проект по разработке стратегий социально-экономического развития двух городов Приморского края - Артема и Партизанска.
Этот регион для реализации проекта был выбран неслучайно. Социально-экономическую ситуацию здесь можно охарактеризовать как переломную. Мощная ресурсная база, выгоды географического положения и прочие положительные факторы при грамотном их использовании могут дать региону импульс развития, обеспечить экономический подъем с устойчивыми темпами роста экономики. Альтернатива - значительное снижение экономической активности, отток населения и капитала, потеря конкурентоспособности из-за невозможности модернизации основных фондов, сокращение рабочих мест. Перед муниципальными образованиями, которые не успеют адаптироваться к грядущим переменам, встает угроза быть отброшенными на периферию развития.
Для городов Приморья, которые в переходный период в большей степени были озабочены вопросами собственного выживания, новая ситуация расширяет возможности проявить себя в качестве новых точек роста региона. Такой шанс есть и у городов, которые в настоящее время испытывают негативные последствия, связанные с закрытием шахт и других градообразующих предприятий. Важно подчеркнуть, что задачу превращения города в точку регионального роста невозможно решать путем фрагментарных, изолированных действий, направленных на улучшение отдельных сторон городской жизни. Нужны комплексные и планомерные программы преобразований, которые позволили бы создать в городе условия, выгодно отличающие его в глазах инвесторов от других возможных точек приложения инвестиций.
В этих условиях подготовка стратегий социально-экономического развития городов как раз и должна рассматриваться как отражение новой системы взглядов на процесс планирования социально-экономического развития. Этот подход уже не рассматривает город как объект административного иерархического управления, он предполагает самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде. Для угольно-энергетических городов подготовка стратегического тана позволяет начать процесс диверсификации их экономики, обеспечь нахождение новых эффективных моделей городского развития.
Города Артем и Партизанск имеют схожую историю, связанную с тем, что экономическая специализация долгие годы определялась развитием преимущественно угольно-энергетических предприятий. Однако сегодняшнее состояние этих городов имеет существенные различия и при подготовке стратегий, особенности каждого из них были адекватным образом учтены и отражены.
В обоих городах была отмечена неблагоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в сокращении численности населения. В городах отмечается высокая смертность населения, максимальная в Приморском крае. Высокий уровень смертности связан с бывшей отраслевой специализацией экономики городов и, в частности, вредными условиями труда на подземных работах угледобычи. Показатели рождаемости, которые в последние годы в обоих городах имеют положительную динамику, также нельзя полностью отнести к положительным индикаторам социально-экономической ситуации. Дело в том, что значительное число детей рождаются в семьях представителей группы социального риска, которые не могут обеспечить ребенку достойных материальных условий существования и полноценного воспитания. Наиболее заметно эта тенденция выражена в Партизанске, где, кроме того, отмечена высокая младенческая смертность.
Низкий уровень жизни населения, неудовлетворительное соотношение доходов и минимально необходимых расходов населения также были выделены в качестве важнейшего проблемного фактора. Этот фактор существенно влияет на уровень социальной напряженности в городах, объективно сужает социальную базу реформ (например, в жилищной сфере, образовании) и возможности для маневра в ходе их проведения. По данным официальной статистики за 2003 г., примерно 37 % населения в Артеме и 55 % в Партизанске имеют доход ниже прожиточного минимума. Однако достоверность этих данных вызвала у разработчиков городских стратегий сомнение. Имеющиеся методики оценки среднедушевых денежных доходов населения весьма уязвимы, в том числе из-за высокой доли неформального сектора в экономике, который практически выпадает из официального учета. Несоответствие данных официальной статистики реальному уровню бедности подтверждается, в том числе, и тем фактом, что количество обращений в органы социальной защиты для получения статуса малоимущих остается относительно невысоким.
Поскольку вопросы преодоления бедности в данном проекте были вынесены в число приоритетных, в ходе работы над стратегиями было проведено специальное социологическое обследование, целью которого было получение достоверных данных об особенностях формирования уровня жизни в городах. В ходе обследования населения, была сделана попытка измерить различные характеристики бедности на базе учета всех реальных источников дохода, а также с использованием недоходных характеристик благосостояния, таких как "лишения" (ограничение доступа к базовым потребительским благам), а также количественные и качественные характеристики накопленного имущества. Сопоставление всех полученных данных позволило выйти на оценку реальной бедности. Она находится на уровне 14-15% для Артема и примерно 20% для Партизанска от численности населения. Именно для этой части населения городов необходима целенаправленная поддержка по преодолению негативных последствий преобразований в городах.
Второй пласт проблем связан с состоянием экономической базы городов. Необходимость диверсификации экономической базы городов ощущалась еще в советский период. Экономика края росла, а выгодное географическое положение обоих городов (прежде всего, близость к крупным портовым городам), развитая транспортная инфраструктура делали их привлекательным местом для строительства предприятий различных отраслей. К концу советского периода в Артеме успешно функционировали предприятия легкой промышленности, стройиндустрии, агропромышленного комплекса. Открытие в 1958 г. регулярных авиаперевозок по маршруту Москва-Владивосток сделало Артем воздушными воротами Приморья.
В Партизанске строительство новых предприятий началось позже, но масштабы возводимых объектов также были значительными. В 1980-е гг. здесь было начато строительство трех крупных промышленных объектов: "Амур" - предприятие радиотехнической специализации, ориентированное на оборонный комплекс; "Ураган" - предприятие по обеспечению ремонта двигательных установок подводных лодок; "Химфарм" - предприятие-склад для обеспечения медикаментами Тихоокеанского военно-морского флота.
К началу работы над стратегиями в Артеме уже произошло закрытие всех угольных шахт. В Партизанске угольная отрасль сохраняла некоторое значение до 2003 г., когда из-за аварии были приостановлены работы на последней крупной шахте города - "Центральной".
Энергетические предприятия городов также по-разному прошли период перехода к рыночным отношениям. Если Артемовская ТЭЦ и в настоящее время остается стабильно работающим предприятием, то Партизанская ГРЭС по своему техническому уровню и технико-экономическим показателям является неконкурентоспособной. Ситуация на станции усугубляется тем, что действующий золоотвал станции заполнен полностью, а для строительства нового нет ни денег, ни свободных территорий.
Из других проблем можно выделить неоднородную морфологическую структуру городов. Городские территории (особенно это характерно для Партизанска) формировались на базе территориально разбросанных поселков. Сегодня муниципалитеты занимают обширную и неоднородную территорию, которая включает в себя промышленные зоны и земли сельскохозяйственных предприятий, городскую жилищную застройку, отдельные сельские поселения. Разнообразие типов использования территории и поселений делает эти города сложными объектами для управления, объективно затрудняет решение задачи по выравниванию обеспечения населения муниципальными услугами.
В стратегиях была сделана оценка внешних угроз, которые могли бы негативно воздействовать на развитие обоих городов. В ближайшие несколько лет муниципальные образования будут заняты приспособлением к изменению своего административного устройства (в частности статуса поселков), перетряской органов управления, перераспределением полномочий и финансовых ресурсов, перераспределением собственности и другими подобными процессами, весьма болезненными для организации городской жизни.
Негативное воздействие на состояние городов может оказать предполагаемая реорганизация РАО "ЕС России". Во-первых, в ближайшей перспективе произойдет изменение баланса производства электроэнергии в связи с приходом в край дешевого электричества, вырабатываемого на Бурейской ГЭС, что может негативно сказаться на рентабельности работы местных станций. Bo-вторых. в ходе реформы РАО ЕС предполагается изменить форму собственности станций. И сегодня нет гарантий, что новые собственники данных предприятий будут стремиться сохранять объемы производства, численность занятых, а также снабжать города теплом на благоприятных для населения и местной экономики условиях.
Рассмотренные внутренние и внешние неблагоприятные факторы заставляют с особым вниманием отнестись к ресурсам муниципального развития. Не все из них могут рассматриваться в виде активных "точек роста", но факторами стабилизации городской экономики и повышения уровня жизни в городах они, безусловно, уже являются.
К таким ресурсам относятся: выгодное соседство с региональным центром городом Владивостоком и близлежащими сельскохозяйственными районами; транспортные возможности для выхода на рынки края, ближнего и дальнего зарубежья; рекреационный потенциал городов; географическая близость к рынкам Китая и Японии и др. Динамика экономических показателей работы многих городских предприятий в 2001 -2004 гг. демонстрирует не только восстановление после кризиса, но и наметившиеся положительные тенденции в производственной деятельности. Сохранение и устойчивое развитие определяются наличием на территории Артема ряда инвестиционно привлекательных предприятий (Артемовская ТЭЦ, аэропорт). Агропромышленный сектор сегодня - общепризнанный лидер в крае. В Партизанске ряд предприятий уже сегодня производят продукцию, отвечающую высоким российским и международным стандартам. К ним относятся деревообрабатывающее предприятие ЗАО "Fast-Forest international", агропромышленный холдинг ООО "Бархатное", предприятие ООО "Биополимер", специализирующееся на производстве биодобавок.
Человеческий потенциал городов также можно отнести к факторам, которые будут определять их экономическое развитие в перспективе. Анализ показал, что разрушение производственной базы городов привело к расслоению местных сообществ. В них наряду с людьми, попавшими в бедственные условия, появился слой населения, который смог адаптироваться к происходящим переменам. По данным нашего обследования, около 8 тыс. жителей Артема постоянно или временно заняты во Владивостоке. В Партизанске объем маятниковой миграции во Владивосток и Находку оценен нами на уровне 4,5 тыс. человек. Сегодня эти люди составляют реальный активный трудовой потенциал, который может быть использован городом при реализации инвестиционных проектов.
В ходе работы над стратегиями активно обсуждались различные возможные сценарии развития городов. Первоначально рассматривался сценарий привлечения инвестиций при условии возрождения прежнего статуса городов как "промышленных центров".
Обсуждаемые варианты касались активизации потенциала выгодного географического положения обоих городов, а именно - близости к крупным портовым центрам. По данному сценарию перспективы городов должны определять не масштабы промышленного строительства, а повышение качества их селитебных и инфраструктурных характеристик.
В конечном итоге было признано, что в основу стратегических решений для городов Артем и Партизанск должны быть положены модели, направленные на реализацию всего комплекса имеющихся в городах потенциальных точек роста. Для Артема эта модель получила условное название "Город-спутник с функциями агропромышленного центра", для Партизанска - "Партизанск - город честного бизнеса".
Например, для г. Артема выбранный сценарий развития основан на реализации сегодняшних преимуществ его географического и социально-экономического положения. В потенциале возможностей дальнейшего развития агропромышленного сектора и соседства с Владивостоком кроются основные и дополнительные ресурсы для реализации собственных интересов и стратегии развития. В определенном смысле Артем должен строить свою политику на противопоставлении собственных успехов в преобразовании городской среды сохраняющимся проблемам Владивостока. Реализацию стратегии г. Артема предполагается осуществлять по четырем основным направлениям: пространственному развитию в целях создания нового облика города; повышению экономического потенциала; развитию городского сообщества и внедрению эффективных технологий в практику городского управления.
В целом, разработка стратегий для Артема и Партизанска завершена. Городам предстоит большая работа по реализации выработанных решений, которая потребует политической воли, дальнейшей консолидации местных сообществ, мобилизации ресурсов. Предполагается, что полученный в ходе проекта опыт будет распространен среди других моноугольных и угольно-энергетичеких городов, сталкивающихся с аналогичными проблемами и решающих сходные задачи развития.