В регионах активно идет процесс перераспределения полномочий между регионом и муниципалитетами. Так, в Ленинградской и Московской областях приняты региональные законы, которые запрещают муниципалитетам самостоятельно принимать ряд решений в сфере регулирования градостроительной деятельности, в том числе утверждать генеральные планы и правила землепользования и застройки, выдавать разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Эти полномочия передаются в исключительное ведение исполнительных органов субъектов РФ.
Напомним, эти нормативные акты принимаются в соответствии с принятыми в конце мая 2014 года поправками в ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Этот закон наделяет регионы правом перераспределять полномочия между органами государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления.
Региональным властям предложено по своему усмотрению перераспределить полномочия в области подготовки и утверждения генпланов, схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, и решения других местных вопросов в области градостроительства.
Законодательство о градостроительной деятельности оказывает прямое воздействие на развитие городской среды, ее комфортность для жителей, то есть касается без исключения всех граждан страны, их жизненного пространства. Однако принимаемые законодательные изменения, направленные на максимальную централизацию принимаемых решений, фактически приводит к упрощению градоуправления. Не учитываются и мнения граждан, как должны развиваться их города. Муниципалитеты теперь лишены права утверждать собственные генеральные планы и правила землепользования и застройки.
Ограничимся лишь несколькими примерами таких ошибочных, на наш взгляд, законодательных изменений. Во-первых, еще в 2011 году была упразднена норма об ответственности государства за утвержденные ими документы территориального планирования (упразднена часть 1 статьи 59 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ).
Во-вторых, одновременно с устранением ответственности власти за документы территориального планирования из этих документов исключены зоны планируемого размещения объектов, которые переведены в документацию по планировке территории. Это означает, что такой документ как генеральный план развития города на долгосрочную перспективу (25-30 лет), по сути не содержит в себе этих планов развития и их реализации - где и что конкретно планируется развивать. То есть такие решения отражаются не в перспективном плане, мероприятия которого были бы скоординированы между собой в будущем (появление новых и редевелопмент старых жилых и других районов, развитие социальной и транспортной инфраструктуры, расходы бюджета на реализацию этих мероприятий), а в текущих проектах планировки, подготавливаемых от случая к случаю и не скоординированных друг с другом через генплан. В результате это дискредитирует документы территориального планирования, как инструмента реального градоуправления, которые будут иметь мало общего с фактическим развитием города.
Согласно ФЗ от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ регионам дано право перераспределять полномочия по утверждению генеральных планов, документов градостроительного зонирования в свою пользу, выдаче разрешения на строительство и принятию других решений, то есть муниципалитеты и жители города лишены права по формированию собственных требований и планов развития собственных же городов, а также регулированию их застройки.
Кроме того, законопроектом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территорий" предлагается упростить ГрК РФ, упразднив часть 4 статьи 43 ГрК РФ, что узаконит образование земельных участков под многоквартирными домами по их контуру. Такое упрощение ограничит права собственников квартир и позволит на законных основаниях реализовывать "уплотнительную точечную застройку" во дворах многоквартирных домов, разрушая городскую среду и ограничивая права собственников квартир в многоквартирных домах.
Законопроектом предлагается "упростить" ГрК РФ, упразднив возможности одновременной подготовки и утверждения проектов планировки и проектов межевания (когда предметом утверждения одновременно являются и красные линии, и границы земельных участков, и границы зон действия публичных сервитутов). При таком порядке, например, победители аукционов по продаже права на заключение договора развития застроенной территории должны будут проходить две административные процедуры вместо одной, что создает избыточный административный барьер.
Также законопроектом предлагается "освободить" проекты планировки территории от необходимости соответствовать документам территориального планирования и градостроительного зонирования (ПЗЗ). Эта новелла законопроекта позволит реализовывать разрушительную градостроительную политику в интересах застройщиков и чиновников, отраженных в проектах планировки, не соответствующих генеральному плану и ПЗЗ (на которые в соответствии с N136-ФЗ ни муниципалитеты, ни жители, теперь не могут иметь никакого воздействия).
И, наконец, посредством законопроекта предлагается создать новый гибридный правовой институт, сочетающий в себе черты двух различных институтов - планировки территории и градостроительного зонирования. При таком подходе правовые конфликты неизбежны. Законопроект фактически предлагает использовать проекты планировки в качестве способа упразднения института градостроительного зонирования - правового института, реализуемого через ПЗЗ. Это приведет к ограничению прав правообладателей земельных участков, повышению рисков и неопределенности в отношении возможностей использования земельных участков для различных видов строительства, а значит, к увеличению коррупционных стимулов и повышению цен на жилье, включающих затраты на преодоление этих рисков.