25 мая 2022 г. ИЭГ состоялся дискуссионный клуб "Оценка эффективности адресной поддержки семей с низкими доходами при оплате жилищно-коммунальных услуг"
В условиях санкционного давления ожидается падение доходов населения, в связи с чем усиление адресной поддержки семей с низкими доходами при оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ЖКУ) и повышение эффективности региональных систем жилищных субсидий является альтернативой ограничениям роста тарифов на коммунальные услуги.
Фонд "Институт экономики города" представил результаты оценки текущий ситуации с предоставлением субсидий на оплату ЖКУ в регионах России:
- Число и доля получателей субсидий на оплату ЖКУ снижается с 2003 года несмотря на существующую потребность домохозяйств в поддержке.
Доля получателей субсидий от расчетного количества домохозяйств, имеющих право на субсидию, исходя из доходов, варьируется по регионам от 0,2% до 89,5% (средний показатель по РФ - 35,7%);
- Несмотря на единые для всей страны правила предоставления гражданам субсидий на оплату ЖКУ, подходы субъектов РФ к установлению региональных стандартов для определения права и размера субсидий значительно различаются, что приводит к значительной дифференциации доли/количества получателей и размере субсидии в регионах.
Максимальное значение стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на ЖКУ в совокупном доходе семьи (МДД) изменяется от 10% до 22 %. В большинстве субъектов РФ с бюджетной обеспеченностью до 100 тыс. руб./чел. максимальное значение стандарта МДД - 22%.
Региональные стандарты нормативной площади жилья для семей из 3 и более человек, варьируются от 18 до 7,68 м2/чел. Низкий размер этого стандарта приводит к уменьшению размера субсидии.
- Отсутствуют зависимости между стандартом МДД, "бременем ЖКУ", задолженностью за ЖКУ и охватом населения субсидиями. Это свидетельствует об отсутствии обоснованных подходов к установлению региональных стандартов.
Были также представлены прогнозные расчеты увеличения количества и доли получателей субсидий и бюджетных расходов в случае, если доля семей, получающих субсидии, увеличится в регионах до не менее 50% от числа семей, имеющих право на субсидию исходя из доходов (сценарий 1), а также в случае, если при таком охвате населения субсидиями региональный стандарт МДД будет установлен на уровне не более 15% (сценарий 2).
Расчет показал, что доля семей, получающих субсидию, увеличится с 6,6% от всех домохозяйств в РФ в 2019 году до 21% по сценарию 1 и до 35,8% по сценарию 2. При этом бюджетные расходы на предоставление субсидий увеличатся на 35 млрд руб. в год при реализации сценария 1 и на 99 млрд руб. в год по сценарию 2. При этом бюджетные расходы останутся на существующем уровне в 31 субъекте РФ при реализации сценария 1 и в 11 субъектах РФ по сценарию 2. В этих регионах адресная поддержка населения уже осуществляется на уровне, предусматриваемом данными сценариями.
Увеличение доходов коммунального сектора при росте тарифов в соответствии с предельным индексом роста платы граждан за коммунальные услуги составляет в среднем по РФ примерно 220 млрд руб. в год, что превышает увеличение расходов бюджета на адресную поддержку населения в 6,2 раза по сценарию 1 и 2,2 раза по сценарию 2.
При прогнозном увеличении расходов региональных бюджетов на усиление адресной поддержке граждан доля расходов на предоставление субсидий в общем объеме доходов региональных бюджетов не превысит 2,7% по сценарию 1 и 4,7% по сценарию 2.
Отдельные регионы, в которых при низкой бюджетной обеспеченности доли семей, имеющих право на получение субсидий наиболее велика, для обеспечения адресной поддержки населения на заданном уровне будут нуждаться в дополнительных бюджетных трансфертах из федерального бюджета.
По итогам проведенного исследования ИЭГ предложил следующие меры совершенствования системы предоставления субсидий на оплату ЖКУ:
- с целью обеспечения равного уровня поддержки граждан внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», уменьшив размер федерального стандарта МДД с 22 % до 15 %;
- выделить из общего объема федеральных трансфертов регионам специальную субсидию в целях софинансировования расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по федеральным стандартам МДД и нормативной площади жилого помещения;
- проанализировать региональные административные регламенты оказания государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ, а также практики исполнения таких регламентов для выявления избыточных требований и процедур и упрощения таких регламентов;
- обеспечить предоставление субсидий в проактивном режиме, выявляя домохозяйства с низкими доходами и задолженностью по оплате ЖКУ, и наделив органы соцзащиты населения полномочиями по целевому информированию таких домохозяйств о возможностях получения субсидий;
- на федеральном уровне осуществлять мониторинг эффективности предоставления субсидий на оплату ЖКУ в регионах РФ:
- создать федеральный центр мониторинга и координации реализации системы адресных субсидий на оплату ЖКУ при Минтруда России и межведомственную комиссию с участием представителей министерств, общественных и экспертных организаций;
- регулярно проводить мониторинг расчётных и фактических показателей предоставления субсидий домохозяйствам в субъектах РФ и анализ причин несовпадения таких показателей; региональных стандартов и их обоснованности; эффективности работы уполномоченных органов в субъектах РФ по вовлечению семей с наименьшими доходами в программу субсидий на оплату ЖКУ.
Участники дискуссии согласились с тем, что предоставление субсидий для оплаты ЖКУ в регионах нуждается во внимании федеральных органов власти, нуждается в улучшении в ряде регионов и поддержали предложения экспертов ИЭГ по совершенствованию системы адресной поддержки граждан.
Материалы дискуссионного клуба
Запись мероприятия доступна на YouTube канале ИЭГ