В последние годы в России привлечение частных инвестиций в коммунальный сектор становится всё более необходимым. В наихудшем состоянии находятся объекты водоснабжения и водоотведения (далее – ВС и ВО), вследствие изношенности сетей в них высоки потери воды. Недостаток инвестиций негативно отразился не только на состоянии систем ВС и ВО, но и на их развитии, ограничены резервы мощностей для подключения к системам ВС и ВО новых объектов жилищного строительства
Особенно остро эта проблема проявляется в малых муниципальных образованиях[1], где высока удельная стоимость эксплуатации систем и потребность в инвестициях, но при этом нет ни собственных средств, ни возможности привлекать частные инвестиции, поскольку малый масштаб проектов непривлекателен для частных инвесторов. Передача объектов ВС и ВО в управление частному бизнесу на основе концессионных соглашений[2] не показала себя успешным способом привлечения инвестиций, а банки не готовы кредитовать реконструкцию и развитие коммунальной инфраструктуры. Поэтому необходимы иные подходы, которые позволят более эффективно управлять коммунальной инфраструктурой в малых городах и сельских поселениях.
В поисках возможных решений Фонд «Институт экономики города» обратился к международной практике инвестирования в коммунальную инфраструктуру, в том числе в малых муниципальных образованиях, поскольку обозначенная проблема присуща не только России, но и многим другим странам мира. В настоящем исследовании рассматривается и сопоставляется опыт управления в сфере ВС и ВО в России, Германии, Франции, Финляндии и Канады. Финляндия и Канада были выбраны для сравнения благодаря близким к российским условиям богатству водными ресурсами, климату и неравномерности размещения населения, а Германия и Франция – благодаря высокому качеству оказания услуг в сфере ВС и ВО и эффективным организационным и управленческим решениям.
При сравнении систем управления сектором ВС и ВО в названных выше странах внимание уделялось таким характеристикам, как принадлежность инфраструктуры в данном секторе, распределение ответственности за оказание услуг потребителям, схемы организации оказания услуг и управления коммунальной инфраструктурой, применяемые решения для привлечения инвестиций, в том числе механизмы государственной поддержки привлечения частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру и др.
Кроме того, особое внимание уделено используемым схемам муниципально-частного партнерства, а также межмуниципальному сотрудничеству в различных формах, поскольку эти схемы часто обеспечивают наиболее приемлемые решения для финансирования основной деятельности предприятий ВС и ВО и привлечения инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры в малых городах и сельских поселениях.
На основе проведенного анализа международного опыта были разработаны концептуальные подходы к формированию благоприятного инвестиционного климата в коммунальном секторе в малых муниципальных образованиях Российской Федерации.