По итогам 2017 года в России объемы ввода жилья составили почти 80 млн кв. м. Между тем, достаточно высокий показатель в этом сегменте был обусловлен заделами предыдущих лет. Однако указом президента от 7 мая 2018 года жилищное обеспечение граждан возведено в категорию национальных целей
Такая стратегическая задача включает достижение конкретных количественных показателей. Ключевой параметр — увеличение объемов жилищного строительства в 2024 году до 120 млн кв. м в год. А также улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно, уменьшение до 8% и ниже ипотечной ставки, повышение на 30% индекса качества городской среды и доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городов.
Однако направления развития рынка жилищного строительства определяют не только целевые показатели. Одновременно поставлены различные задачи: уход от старой модели долевого строительства, модернизация технологий и повышение качества строительства, снижение административных барьеров, эффективное использование земель, развитие комфортной городской среды и создание эффективных механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилья.
Такие качественные задачи направлены на кардинальное изменение сложившихся за последние годы отношений в сфере жилищного строительства. С одной стороны, господдержка строительства стандартного жилья, снижение административной нагрузки и повышение эффективности землепользования — это условия, которые будут способствовать росту объемов жилищного строительства. С другой, переход на новые схемы финансирования жилищного строительства, запрет на устаревшие технологии, а тем более, строительство с ориентацией на комфортную городскую среду потребуют на перезагрузку отрасли гораздо больше 6 лет.
Именно "параллельность" решения таких качественных задач и достижения целевых показателей вызывает обеспокоенность, когда мы говорим о достаточно близком 2024 годе.
Мы уже видим серьезно влияние на рынок поправок в 214-ФЗ о долевом строительстве, которым предшествовала прокатившаяся по всей страна волна возмущения обманутых дольщиков. Переход на новые схемы финансирования — это первый шаг к формированию цивилизованного рынка, который в перспективе поможет нарастить объемы жилищного строительства. Однако переходный период в непростых условиях трансформации отношений может обернуться снижением ввода.
Поставленная президентом цель может быть достигнута в случае принятия серьезных мер по развитию конкуренции на рынке жилищного строительства. Для этого потребуется не только пересмотр ряда законодательных требований, но в первую очередь создание новых, ранее не задействованных сегментов спроса на жилье. Кроме того, необходимо повысить координацию жилищной политики и градостроительного регулирования, а также заинтересованность органов местного самоуправления в создании условий для роста объемов жилищного строительства. Плюс разработать специальные меры, которые создадут равные условия доступа на рынок для крупных и небольших застройщиков.
Возведение жилья застройщикам на продажу в рамках освоения новых, ранее не застроенных территорий и индивидуальное жилищное строительство представляют собой старые модели. По нашим оценкам, к 2024 году жилищное строительство в рамках таких подходов можно удержать на уровне 2017 года. Тогда как дополнительный объем в размере 40 млн кв. м жилья может быть получен только благодаря новым моделям жилищного строительства.
К таковым относятся строительство жилья для переселения и продажи в рамках проектов реновации деградирующей застройки, а также строительство наемных домов как коммерческого, так и социального использования. Еще один подход — строительство жилья некоммерческими объединениями граждан. Например, ЖСК, кооперативами малоэтажного жилья, товариществами индивидуальных застройщиков.