Вы здесь

Экономика российских городов и городских агломераций. Выпуск 3: Cтруктура экономики и потенциал роста

Содержание: 

Практически все последние 25 лет в России ведутся экспертные дискуссии о необходимости структурных изменений в российской экономике для перехода к новой модели экономического роста – роста за счет инноваций, а не за счет добычи и продажи ресурсов. В последние годы особенно активно обсуждается ключевая роль городов и городских агломераций в переходе к новой модели экономического роста, как территорий, где сегодня проживает более 70% населения России. Кроме того, особое место в этом процессе могут занимать крупнейшие города и городские агломерации как центры развития человеческого капитала, предоставляющие наибольшие возможности для образования, научной деятельности, культурного развития, предпринимательства

На наш взгляд, серьезная дискуссия о роли крупнейших городов и городских агломераций в дальнейшем социально-экономическом развитии страны требует глубокого анализа прошедших и текущих процессов в их экономике. Важно ответить на такие ключевые вопросы, как:

  • Какая структура экономики характерна для крупнейших городов и городских агломераций и отвечает ли она современным трендам экономического роста?
  • Наблюдаются ли позитивные структурные изменения в экономке отдельных крупнейших городов и городских агломераций, несмотря на их отсутствие в экономике страны в целом? И если да, то где?
  •  Какие меры государственной поддержки необходимы разным типам  крупнейших городов и городских агломераций в зависимости от их текущей и перспективной роли в обеспечении экономического роста страны?

В 2016 году Фондом "Институт экономики города" была разработана уникальная методика оценки валового городского продукта (ВГП) городов и городских агломераций[1], в соответствии с которой были рассчитаны значения ВГП в период 2000 - 2015 гг. для двадцати крупнейших городских агломераций с населением более 1 млн человек, оценен вклад этих агломераций в ВВП России, проведены международные сопоставления.[2]  

В 2018 году с учетом расширения состава статистических данных в Базе данных муниципальных образований Росстата (далее – БДМО), а также прекращения обновления данных Росстата в разрезе городских населенных пунктов Фондом "Институт экономики города" была актуализирована методика оценки ВГП. Данная актуализация основана на переходе от использования данных в разрезе городов (городских населенных пунктов) к использованию данных в разрезе муниципальных образований. Кроме того, существенно расширен состав рассмотренных агломераций – до 45 крупнейших городских агломераций с населением более 300 тыс. человек.

Но самым главным аналитическим достижением 2018 г. стало проведение масштабных расчетов структуры экономики 45 городских агломераций в разрезе полного спектра отраслей[3], по которому оценивается и отраслевая структура ВВП России. Это позволило сделать выводы о том, какие качественные процессы происходят в экономике городских агломераций, отличаются ли они от общестрановых процессов, а самое главное, происходят ли в экономике городских агломераций структурные сдвиги, позволяющие повысить их конкурентоспособность в глобальном смысле, ускорить экономическое развитие на их территориях и повысить их вклад в ВВП России.

Основные выводы исследования:

  1. Из 45 рассмотренных городских агломераций 11 агломераций (5 центров макрорегионов и 6 агломераций регионального значения) уже сегодня характеризуются развитой современной экономикой и высоким потенциалом для дальнейших естественных структурных сдвигов. Такие агломерации уже сформировали необходимую базу социально-экономического развития, а лучшей мерой государственной поддержки таких агломераций является финансовая поддержка реализации инфраструктурных проектов на их территориях и повышение уровня самостоятельности муниципального управления, что позволит повысить  роль таких агломераций в экономическом росте России.
  2. Еще 8 городских агломераций сегодня имеют важное значение для экономического развития страны, так как поддерживают текущую макроэкономическую ресурсную модель развития. Диверсификация экономики этих агломераций затруднена и пока нецелесообразна, а государственная поддержка целесообразна для обеспечения необходимого уровня их социального развития.
  3. Cамая крупная группа (21 агломерация) – это агломерации  с промышленной экономикой и умеренным потенциалом структурных сдвигов. Модель их развития основана на единственной специфической отрасли обрабатывающих производств (и поддерживающих отраслях) либо на государственных расходах. В условиях слабых конкурентных позиций России в сферах обрабатывающей промышленности роль этих агломераций в росте ВВП низкая, однако важная для диверсификации экономики. Экономика этих агломераций наиболее нуждается в прямой поддержке ее реструктуризации – комплексе как финансовых, так и нефинансовых мероприятий такой реструктуризации.
  4. 5 агломераций на сегодня не играют роли в экономическом росте страны; модель их экономики ориентирована на удовлетворение самых базовых локальных потребностей населения и не имеет перспектив роста из-за разрыва между частным и государственным сектором (предельно высокая доля скрытых доходов). Приоритетной задачей государственной политики в отношении таких агломераций является радикальное сокращение доли теневой экономики на их территориях.

Серия публикаций базовых индикаторов экономического развития российских городов и городских агломераций - "Экономика российских городов и городских агломераций", - была начата Фондом "Институт экономики города" в 2017 году. Проект реализуется за счет средств Целевого капитала Фонда "Институт экономики города". В настоящем выпуске частично используются результаты расчетов, выполненных в 2018 г. по заказу Фонда "Центр стратегических разработок".

Полный текст исследования : Выпуск 3: Структура экономики и потенциал роста (2018)
 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Структура экономики крупнейших городских агломераций и их роль в экономическом развитии России
ОТЧЕТ: Экономика российских городов и городских агломераций. Выпуск 3: Структура экономики и потенциал роста

Структурное направление: 

Закрыть