Вы здесь

Справка о налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации, получаемых от строительного сектора

Содержание: 

Федеральная налоговая служба публикует официальную форму статистической отчетности 1-НОМ "Начисление и поступление налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности". Форма за 2019 г. размещена на сайте ФНС[1]

В целом в 2019 г., по данным отчета по форме 1-НОМ по состоянию на 01.01.2020 сводный по Российской Федерации и отчета по форме 1-НОМ по состоянию на 01.01.2020 в разрезе субъектов Российской Федерации, поступило налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности (вкладка 1010 формы[2]) 22,5 трлн руб.[3]. Основные бюджетные доходы от налогов и сборов (70,1% таких бюджетных доходов) сформированы следующими пятью отраслями:

  • добыча полезных ископаемых – 7,5 трлн руб. (в том числе 7 трлн руб. – добыча сырой нефти и газа (вкладка 1055 формы), или 34% бюджетных доходов (вкладка 1035 формы);
  • обрабатывающие производства – 3,7 трлн руб., или 16,7% (вкладка 1085 формы);
  • торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – 2,2 трлн руб., или 10% (вкладка 1280 формы);
  • деятельность профессиональная, научная и техническая – 1,1 трлн руб., или 5% (вкладка 1395 формы);
  • деятельность финансовая и страховая – 1,1 трлн руб., или 5% (вкладка 1370 формы).

Согласно данным формы, в 2019 г. всего по виду экономической деятельности "Строительство" поступило налогов и сборов по всем уровням бюджетной системы Российской Федерации 925 млрд руб. (вкладка 1270 формы).

Строительство относится к отраслям, вклад которых в бюджетные доходы составляет менее 1 трлн руб. К таким отраслям, кроме строительства, также относятся:

  •  деятельность в сфере информации и связи (727,5 млрд руб., вкладка 1360 формы);
  • транспортировка и хранения (856 млрд руб., вкладка 1300 формы);
  • операции с недвижимым имуществом (771,4 млрд руб., вкладка 1390 формы).

В аналитических целях можно рассмотреть и другие виды экономической деятельности, которые косвенно взаимосвязаны со строительством и налоговые доходы от которых можно отнести к строительному сектору. Однако важно отметить, что в строгом понимании структуры экономики присваивать выпуск и налоговые доходы по иным видам экономической деятельности (далее – ВЭД) к строительству (хотя такие ВЭД и выполняют вспомогательную функцию по отношению к ВЭД "Строительство"),  неверно, поскольку все ВЭД в экономике взаимосвязаны. Например, в одних ВЭД производятся факторы производства для других ВЭД (строительные материалы необходимы для строительства, тогда как производство строительных материалов относится к ВЭД "Обрабатывающие производства"). Далее эта цепочка продолжается: для производства строительных материалов необходимо добыть полезные ископаемые, необходимые для производства энергии или непосредственно для изготовления таких материалов, и т.д. Таким образом, в целях оценки выпуска каждой отрасли (оценки структуры экономики) принята международная методология, основанная на четком разграничении отраслей по принципу определения добавленной стоимости, которую такая отрасль производит в экономике. Так, инвестиционная стоимость здания разделяется условно на стоимость строительных материалов, стоимость транспортировки таких материалов, стоимость строительных работ, а в ВВП эти три компоненты учитываются по трем разным ВЭД, соответственно: обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, строительство. Логика простая: чтобы получилось здание, к строительным материалам, доставленным на площадку, необходимо добавить строительные работы – это и есть добавленная стоимость в строительстве.

Тем не менее, исключительно в аналитических целях можно грубо оценить дополнительные налоговые поступления от вспомогательных ВЭД, связанных со строительством – обрабатывающие производства, транспортировка и хранение.

 

1. Оценка доходов консолидированного бюджета Российской Федерации от налогов и сборов по ВЭД "Строительство" и вспомогательным ВЭД

К промышленности строительных материалов можно отнести следующие ВЭД в составе обрабатывающих производств из представленных в форме 1-НОМ (отдельно строительные материалы в составе обрабатывающих производств не выделяются), номера ВЭД соответствуют номеру вкладок в форме в разрезе регионов:

1) 1170 – производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (производство стального проката, чугуна, стали, феросплавов), хотя очевидно, что далеко не все такие материалы используются в строительстве. В целом такие налоговые поступления по Российской Федерации составляют 374 млрд. рублей (при допущении, что 50% продукции используется в строительстве, ,налоговые поступления составляют 187 млрд рублей);

2) 1180 – производство стальных труб, полых профилей и фитингов -  44 млрд. руб. (хотя опять же не все трубы используются в строительстве, но допустим, что все);

3) 1130 – обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения - 10,5 млрд руб. (не все деревянные изделия помимо мебели используются в строительстве, но допустим, что все);

4) 1160 – производство резиновых и пластмассовых изделий. Допустим, что 50% резиновых и пластмассовых изделий используются в строительстве (все-таки такие изделия активно применяются в производстве упаковки в сфере торговли, добавленная стоимость которой в 3 раза превышает добавленную стоимость в строительстве). От общих налогов и сборов в 77,3 млрд руб. это 38,7 млрд руб.;

5) 1165 – производство прочей неметаллической минеральной продукции – видимо, к этой категории относится бетон, кирпич (так как невозможно отнести эти материалы больше никуда). Всего по этому виду деятельности налоги и сборы составляют 154 млрд, предположим, что 50% (хотя это очень много) относится к строительным материалам. Тогда это 76 млрд руб.;

6) 1155 – производство химических веществ и химических продуктов. К этому ВЭД из стройки относятся краски, лаки и другая химия. Но химия очень широко используется во всех других отраслях, поэтому допустим, что на стройку уходит только 20%. Тогда от налогов и сборов в 91,2 млрд руб. это составляет 18,2 млрд руб.;

7) 1315 – деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки. К строительству можно отнести только часть грузовых перевозок (грузы перевозятся в интересах всех отраслей), например, 30%. Это составляет 55 млрд руб.;

8) 1340 – складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность. Например, отнесем к строительству 30% (это максимальная оценка, так как складирование активно используется в торговле, добавленная стоимость которой в 3 раза превышает добавленную стоимость в строительстве). Это 101,3 млрд руб.

 

Итого совокупные поступления налогов и сборов от сектора строительства и вспомогательных секторов составляют 1455,7 млрд руб., в том числе по строительству 925 млрд руб., по строительным материалам – 374,4 млрд руб., по транспортировке и хранению – 156,3 млрд руб.

 

2. Оценка доходов консолидированного бюджета Российской Федерации от налогов и сборов в жилищном строительстве

Отметим, что на строительство жилых и нежилых зданий (в том числе атомных станций, космодромов) и инженерных коммуникаций и сооружений приходится 50% выполненных работ в строительстве (еще 25% это автомобильные и железные дороги, остальные 25% - отделочные работы, электромонтажные, работы по сносу и др.). Из 50% 35 п.п. - строительство жилых и нежилых зданий и 15 п.п. - строительство инженерных коммуникаций и сооружений (таблица 2.9 сборника Росстата https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Stroit-2018.pdf).

В свою очередь в структуре инвестиций в жилые и нежилые здания и сооружения 24% приходится на жилые здания (включая их коммуникации) и 76% - на нежилые здания и сооружения (таблица 7.9 указанного сборника Росстата). То есть грубо можно сказать, что на строительство жилья и обеспечивающих его коммуникаций приходится примерно 24% от выполненных работ по строительству жилых и нежилых зданий и сооружений. Допустим, что такая же доля отделочных работ относится к жилищному строительству. Тогда жилищное строительство составляет 18% от всего сектора строительства без учета дорог (0,24*0,75). Предположим, что в сферах производства строительных материалов, транспортировки и хранения жилищное строительство занимает такую же долю.

При таких гипотезах налоговые доходы и сборы, поступающие во все уровни бюджетов от жилищного строительства (включая материалы), составляют 0,18*1455,7=262 млрд руб.


[1]Все формы размещены по ссылке:

https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8826515/

Формы за 2019 г. можно скачать по следующим ссылкам.

Отчет по форме 1-НОМ по состоянию на 01.01.2020, сводный в целом по Российской Федерации:

https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/otchet/1NOM/1nom010120.xlsx 

Отчет по форме 1-НОМ по состоянию на 01.01.2020 в разрезе субъектов Российской Федерации:

https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/otchet/1NOM/1nom010120reg.xlsx

[2] В форме по РФ в целом все данные приведены на одной вкладке, в форме в разрезе регионов – на отдельных вкладках, далее для удобства поиска информации по регионам приводятся номера таких вкладок.

[3] По данным отчета Федерального казначейства Российской Федерации за 2019 г. об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2019 г., доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2019 г. составили 39,4 трлн руб., из них доходы консолидированного бюджета Российской Федерации составили 25,5 трлн руб., из которых 3 трлн руб. - это неналоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Справка о налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации, получаемых от строительного сектора PDF

Проект: Мониторинг ситуации в экономике и жилищной сфере городов и агломераций

Фото Freepik

 

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть