Право на жилье у граждан есть, но не в этой жизни?
6 декабря в Совете Федерации прошло совещание на тему "Вопросы определения единого оператора мероприятий государственных программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан". Провел мероприятие председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко. А участие в нем приняли представители Комитетов СФ, Государственной Думы, Счетной палаты РФ, профильных министерств и ведомств.
Как пояснила президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева, в настоящий момент Жилищный кодекс разрешает человеку самому решать, какой льготной программой он хочет воспользоваться, чтобы использовать все возможности. К примеру, если сотрудник МВД живет в аварийном доме и для улучшения жилищных условий стоит в ведомственной очереди плюс у него еще есть ребенок-инвалид, то он может проходить "очередником" по пяти основаниям. Однако такое право вносит немало путаницы.
Для решения этой проблемы и внесения ясности в количество нуждающихся, чтобы реально оценить объем обязательств, в рамках ведомственной программы цифровой трансформации Минстроя в 2022 г. — начале 2023 г. планируется создать единый реестр граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, т. е. они имеют право на государственную поддержку на улучшение жилищных условий.
Как рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Гордеев, соответствующий аппаратно-программный комплекс уже создан, и в настоящий момент завершается процедура его тестирования и отладки. Старт проекта планируется на начало 2023 г.
Как рассказал замминистра, сейчас уже разработан проект дорожной карты по созданию новой государственной информационной системы, который проходит процедуру согласования, и уже согласован с Минтрудом. А для завершения работы регионы до 2023 г. должны будут предоставить списки своих очередников, а Правительство РФ — разработать и утвердить дорожную карту мероприятий по этому проекту.
В результате вся на сегодняшний день разрозненная информация будет аккумулироваться в единой системе, что поможет сделать эту сферу более прозрачной и понятной, снизив вдвое бюджетные расходы на эту дорогостоящую социальную программу.
В целом, по мнению вице-президента НОСТРОя Аркадия Чернецкого, единый жилищный оператор должен аккумулировать информацию о нуждающихся в жилье и помочь найти нестыковки в очередях. Он должен выступать в роле концентратора информации. Также он должен стать центром методологической помощи муниципалитетам и регионам.
При этом в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо убрать критерии, которые позволяют им относиться к нескольким категориям нуждающихся. И если убрать все нестыковки, сдвоения и строения, которые там существуют, то появятся реальные цифры, от которых, может быть, и мороз по коже будет бежать не так сильно. А с точки зрения методологического центра нужно предоставить палитру возможностей, чтобы эту страшную очередь сдвинуть с мертвой точки.
С этим согласна и Надежда Косарева, предлагая предоставить весь "веер" возможностей, который удобен людям и будет менее затратным в регионах. Например, предложить людям выбор: хотят ли они 20 лет ждать квартиру в собственность или сегодня получить квартиру в некоммерческий найм, а, может быть, получить субсидию на приобретение жилья. Иными словами, дать возможность подождать пару лет, но получить какую-то более реальную жилищную поддержку, чем дождаться полностью бесплатной квартиры.
Связано это с тем, что сейчас во всей очереди льготников малоимущих насчитывается только 30%. А так как не всегда учитывается критерий дохода, людям не обязательно быть малоимущими сейчас, чтобы встать в очередь за жильем.
Ей вторит и Аркадий Чернецкий, предлагая для решения проблемы граждан, относящихся к муниципальным льготникам, уходить от модели предоставления жилья в собственность и в первую очередь начинать заниматься вопросом арендного жилья. В этом случае появится возможность по некоторым категориям проводить контроль лучше.
Но самое главное, по мнению Надежды Косаревой, нужно усилить адресную помощь и искать менее затратные для бюджета формы жилищной поддержки. Ведь у государства никогда не будет даже половины от нужных средств.