В рамках дискуссионного клуба были представлены результаты нового исследования Института экономики города. Работа включает 40 индикаторов экономики, жилищной и градостроительной сфер 17 крупнейших городских агломераций за период 12 лет – с 2010 по 2021 гг.
В мероприятии приняли участие представители городов и регионов, федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, эксперты. Модератором дискуссии выступила президент Фонда "Институт экономики города" Н. Б. Косарева.
Запись дискуссионного клуба доступна на YouTube канале ИЭГ
Т. Д. Полиди, вице-президент Фонда "Институт экономики города", представила основные результаты исследования (презентация Т. Д. Полиди доступна по ссылке, полный текст исследования доступен по ссылке), а также озвучила основные перспективы и ограничения развития экономики, градостроительной и жилищной сфер крупнейших агломераций до 2030 г.:
- В 2010–2021 гг. рост экономики крупнейших агломераций в том числе поддерживался их демографическим ростом. В следующие 10 лет во многих таких агломерациях ожидается снижение численности населения, что будет главным вызовом для дальнейшего экономического роста в таких агломерациях, который все больше будет зависеть от роста производительности труда.
- Будет сохраняться значимая роль крупнейших агломераций в экономике до 2030 г., а при опережающем росте производительности труда – возрастать.
- До 2030 г. доля жилищного строительства в крупнейших агломерациях не уменьшится, несмотря на возможное снижение численности населения в некоторых таких агломерациях. При этом доля жилищного фонда, построенного в таких агломерациях после 2010 г., составит не менее 40%.
- К 2030 г. прирост жилищной обеспеченности в крупнейших агломерациях будет определяться доступностью жилья (уровнем цен на жилье относительно доходов населения) и уровнем выбытия жилищного фонда в рамках проектов комплексного развития территорий. С учетом прогноза численности населения таких агломераций, уровень жилищной обеспеченности в 30 кв. м общей площади жилья на одного человека (то есть одна комната на члена семьи) может быть достигнут более чем в половине крупнейших агломераций.
- Основная часть жилищного строительства в основном продолжится на незастроенных земельных участках на периферии агломераций, хотя будет постепенно возрастать доля ввода жилья на территориях, освобожденных от ветхого и аварийного жилья в рамках комплексного развития территорий.
- Потребность граждан в более просторном жилье, в том числе в индивидуальных домах, в крупнейших агломерациях будет возрастать, однако развитие малоэтажного строительства, включая ИЖС, будет определяться установлением необходимых градостроительных регламентов, созданием инфраструктуры и доступностью кредитных механизмов для застройщиков и граждан, а также будет зависеть от выработки согласованной градостроительной политики между ядром агломерации и прилегающими муниципальными образованиями.
- В условиях стагнации совокупного потенциального спроса граждан на жилье, определяемого доходами, отсутствуют факторы для долгосрочного роста цен на жилье, что с учетом наличия инфляции потребительских цен скорее всего приведет к снижению реальных цен на жилье на горизонте до 2030 г. (как это наблюдалось и в 2010–2018 гг.).
Участники дискуссионного клуба поблагодарили ИЭГ за проведенное исследование. М. В. Ракова, министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, подтвердила достоверность полученных результатов, в том числе по высоким темпам ввода ИЖС в Нижегородской агломерации, а также отметила важность правильной жилищной обеспеченности и учета демографического прогноза при определении приоритетов градостроительной политики.
Особый интерес участников дискуссионного клуба вызвали индексы градостроительной политики. А. Ю. Ложкин, заместитель начальника департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска – главный архитектор города, рекомендовал рассмотреть больше параметров при оценке качества градостроительных регламентов для расчета Индекса базового градостроительного регламента, а также прокомментировал высокое место Новосибирской агломерации в части согласованности градостроительной документации, которая обеспечивается совместными усилиями Министерства строительства Новосибирской области и муниципалитетами. Оживленную дискуссию также вызвал вопрос О. А. Байдина, директора департамента Проектного офиса "Уфа - 450 лет" Правительства Республики Башкортостан, о взаимосвязи градостроительной политики и демографических процессов.