Саратов во многом типичен для современной России, причем это касается как позитивных факторов развития, так и связанных с ним проблем. Это прежде всего столица области, где живет треть ее населения. Саратов обладает значительным налоговым потенциалом, и 46,6% доходов, аккумулированных на территории города, направляются в областной бюджет.
Преимуществом городской экономики является диверсифицированность ее структуры. Экспортный потенциал предприятий ТЭКа и нефтехимической промышленности придает стабильность развитию. За последние два года было приостановлено падение производства и рост безработицы, стал расти индекс физического объема производства.
Главными проблемами по-прежнему остаются сокращение занятости на предприятиях машиностроения и химической промышленности, высокий уровень бедности населения, проблемы занятости молодежи, экологии. Это связано с общеэкономическим российским кризисом, но для горожан трансформируется в более конкретные, каждодневные проблемы, решения которых люди ждут от городских властей.
В этих условиях очень важно реально оценить потенциал города, определить цели, на которые должны ориентироваться органы местного самоуправления, четко обозначить сферу их компетенции и ответственности за достижение этих целей. На решение этой задачи направлена разработанная комплексная программа развития. Реализация данной программы практически не требует дополнительных финансовых затрат. Задача состоит в том, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы, эффективно использовать экономические методы управления и привлечь инвестиции для развития.
В соответствии с программой главной целью деятельности городских властных структур является улучшение общественной городской среды, включая условия жизни и хозяйствования в городе.
Для определения источников развития необходимо опираться не только на бюджетную сферу, а на все ресурсы города: финансовые, материальные, природные, кадровые и другие. Возможности управляющего и регулирующего воздействия администрации гораздо шире, чем это кажется на первый взгляд. Результатом должно быть налаживание взаимовыгодного сотрудничества местной власти, бизнеса и общественности на благо местного сообщества.
В программе даются рекомендации по использованию конкретных механизмов регулирующего воздействия администрации на деятельность трех основных сфер городской экономики: объектов, находящихся в муниципальной собственности (в том числе муниципальные финансы и недвижимость), муниципальных предприятий и независимых хозяйствующих субъектов.
На основе анализа ресурсов и условий, сложившихся за последние годы, в программе определены целевые установки по важнейшим направлениям развития города и конкретные мероприятия, которые обеспечат достижение поставленных целей.
Реализация программы придаст устойчивость и перспективу городскому развитию, позволит создать условия для перехода от тактики выживания к стратегии развития.
Логика действий администрации в соответствии с программой такова:
-
повысить эффективность внутренних ресурсов администрации: наладить координацию подразделений администрации по планированию развития, на этой основе улучшить бюджетное планирование, повысить управляемость бюджетом, муниципальной недвижимостью, перейти к экономическим методам управления муниципальными предприятиями;
-
мобилизовать экономическими средствами ресурсы городских предпринимателей, банков, населения для целей городского развития, формируя рынок земли и недвижимости, создавая условия для коммерческой и жилищной ипотеки, а также внешних по отношению к городу ресурсов, в том числе иностранных инвесторов (через инвестиционную политику и Агентство экономического развития);
-
соблюдать приоритетность ориентиров повышения уровня и качества жизни населения, включая вопросы социальной защиты и экологии.
Для организации работы по определению стратегических направлений развития города на постоянной основе и составления стратегического плана предлагается администрации города совместно с областными административными структурами, а также с участием ассоциаций предпринимателей, общественных и научных организаций принять участие в создании Саратовского агентства экономического развития (САЭР). Создаваемое Агентство позволит оценивать и корректировать проекты и мероприятия, реализуемые в городе, с точки зрения их социальной значимости и соответствия стратегическим целям. Такая работа усилит экономическую обоснованность годового планирования, в частности, бюджетного, сделает его более реальным.
Укрепление контроля над бюджетным процессом города путем введения системы казначейского исполнения бюджета позволит экономить бюджетные средства и контролировать их расходование. Ее введение должно сопровождаться налаживанием контроля над долговой нагрузкой, выдаваемыми субсидиями и гарантиями, а также введением системы стандартов предоставления информации о бюджете, которая сделает бюджет прозрачным не только для самой администрации, но и для инвесторов и общественности.
Разработка концепции управления муниципальными объектами недвижимости позволит снизить нагрузку на городской бюджет путем минимизации издержек на содержание социально значимых объектов недвижимости при наиболее полном удовлетворении общественных потребностей населения, повысить доходы бюджета от использования коммерческой недвижимости и увеличить ее стоимость. Предлагается осуществить следующий комплекс основных мероприятий: инвентаризация объектов муниципальной недвижимости; составление отдельного реестра муниципальной нежилой недвижимости, отделение социально значимых объектов от "коммерческих"; оценка стоимости объектов муниципальной недвижимости, которые могут быть использованы в коммерческих целях; создание комплексной программы управления социально значимыми объектами недвижимости; подготовка профессиональных управляющих муниципальной недвижимостью.
Совершенствование управления городским хозяйством
Для повышения качества работы предприятий основных отраслей городского хозяйства - жилищно-коммунального сектора и транспорта - предлагается решение ряда ключевых задач:
-
Создание и совершенствование экономических и организационных механизмов снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении качества предоставления услуг и устойчивости работы отрасли. Сокращение бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства и использование высвобождающихся бюджетных ресурсов на социальные цели. Для этого предложена новая структура управления жилищно-коммунальным хозяйством города, механизмы ликвидации текущей задолженности поставщикам жилищных услуг, оптимизированы договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве, предложены пути развития конкуренции в жилищной отрасли.
-
Совершенствование тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги и услуги транспорта с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей. Повышение доли внебюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства и транспорта за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи низкодоходным семьям. Предложена методология тарифного регулирования, заинтересовывающая коммунальные предприятия в снижении издержек. Дан анализ работы служб адресной социальной защиты населения - отделов жилищных субсидий.
-
Повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства и транспорта с целью привлечения частных инвесторов к проектам реконструкции и развития объектов городского хозяйства. Даны механизмы и условия привлечения внебюджетных ресурсов в развитие городской инфраструктуры.
-
Упорядочение предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг и городского пассажирского транспорта. Даны конкретные предложения по упорядочению льгот некоторым категориям населения и снижению бюджетной нагрузки по их представлению как в сфере жилищно-коммунальных услуг, так и городских пассажирских перевозок.