Общей проблемой российских муниципальных образований является разрозненность одновременно сосуществующих систем мониторинга социально-экономического развития на фоне отсутствия системы государственного статистического наблюдения за муниципальным развитием. Группы индикаторов, установленные различными нормативными правовыми актами местного, регионального и федерального уровней, отслеживаются разными субъектами мониторинга с разной периодичностью, а затем результаты мониторинга также по разным методикам и с участием разных субъектов подвергаются оценке. При этом в составе индикаторов наблюдаются пересечения, вынуждающие дважды собирать одну и ту же информацию, действующие механизмы мониторинга и оценки не всегда соответствуют установленным требованиям, сами требования содержат лакуны и противоречия, а взаимодействие между субъектами мониторинга и оценки далеко от эффективного. Всё это затрудняет решение задачи повышения эффективность муниципального управления, на которую как раз и нацелены большинство данных систем.
В ходе работы проанализированы существующие системы показателей (индикаторов) мониторинга социально-экономического развития города Рязани по следующим группам:
- показатели социально-экономического развития городского округа;
- показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования;
- показатели мониторинга реализации программных документов;
- показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- показатели местного бюджета и межбюджетных отношений.
Анализу подлежали как сами показатели мониторинга, так и действующие организационные процедуры мониторинга с точки зрения регулирующей их нормативной правовой базы местного, регионального и федерального уровней и сложившейся практики. Действующие муниципальные нормативные правовые акты были оценены на предмет соответствия федеральным и областным законам, регламентирующим порядок проведения мониторинга и оценки, и на предмет отсутствия противоречий между ними.
По итогам анализа сформированы рекомендации по внесению изменений в действующую нормативную правовую базу городского округа Рязани, разработаны проекты рекомендуемых к принятию нормативных правовых актов. С учетом планируемых изменений предложена собственно единая система индикаторов КСМО, соответствующая требованиям федерального и регионального законодательства, а также требованиям документов долгосрочного социально-экономического развития города Рязани. С целью обеспечения внедрения данной системы в практику муниципального управления предложены соответствующие организационные схемы.