Кодекс лучшей практики (КЛП) – это свод систематизированных определенным образом стандартов, то есть четко прописанных процедур, которые в данный момент считаются наиболее прогрессивными способами решения проблем социально-экономического развития муниципальных образований. Это своего рода набор деклараций на тему "что такое хорошо" в сфере муниципального управления.
Библиотека лучшей практики (БЛП) – это набор конкретных примеров наиболее успешной реализации стандартов, вошедших в Кодекс лучшей практики.
Кодекс и Библиотека лучшей практики в совокупности представляют собой систему передовых практик в сфере муниципального управления. Кодекс формулирует "что надо делать", Библиотека – иллюстрирует "как это делается".
Муниципалитеты могут использовать КЛП и БЛП как инструмент практического решения проблем муниципального управления, не выходя за рамки правового поля. Кодекс носит не нормативный, а рекомендательный характер. Он не противоречит действующему законодательству РФ, а ставит в его рамках конкретные задачи.
В чем польза и преимущества Кодекса и Библиотеки лучшей практики для местного самоуправления? Нормативная и организационная среда местного самоуправления в современной России преобразуется динамично, но крайне неравномерно. В связи с этим чрезвычайно актуальна задача передачи полезного опыта решения муниципальных проблем от одних муниципалитетов другим. Получив такую информацию, муниципалитет может поверить ей собственную деятельность и использовать ее при выработке направлений своего развития.
Таким образом, для муниципальных образований система Кодекса и Библиотеки лучшей практики в сфере муниципального управления может выступать как:
- канал передачи передового опыта в различных сферах муниципального управления (что делают другие?);
- индикатор оценки качества управления в муниципальном образовании (насколько правильно делаем мы?);
- ориентир для выбора направлений преобразований на муниципальном уровне (куда двигаться дальше?).
Система Кодекса и Библиотеки лучшей практики обладает существенными преимуществами перед традиционными формами распространения информации и обмена опытом – семинарами, конференциями, круглыми столами и т.п. Главное преимущество – возможность получать информацию безвыездно, непосредственно "на месте". Единственное условие – наличие доступа в интернет.
Сейчас в стране идут коренные реформы, затрагивающие уровень местного самоуправления, и у многих муниципалитетов могут возникнуть сомнения: пригодится ли полученный опыт в новых условиях? Чтобы избежать быстрого устаревания практик, в Кодексе предлагаются такие решения, которые в минимальной степени зависят от изменений федерального законодательства. Большинство из них связаны со всегда актуальными задачами жизнеобеспечения муниципальных образований.
Как создавались Кодекс и Библиотека?
Идея разработки Кодекса и Библиотеки лучшей практики в сфере муниципального управления возникла в фонде "Институт экономики города" довольно давно. Необходимую базу для этого обеспечил богатый и плодотворный опыт сотрудничества ИЭГ с российскими муниципалитетами в области планирования местного социально-экономического развития, проведения важных структурных реформ системы управления, экономики и социальной сферы.
Работа над формированием Кодекса велась ИЭГ с 2003 по 2004 гг. В качестве первого шага в данном направлении были созданы Кодекс и Библиотека лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами. Разработчики исходили из того, что финансы – одна из наиболее проблемных, но и сравнительно успешно модернизируемых отраслей муниципальной экономики, и накопленный опыт решения ее проблем относительно легко "формализовать", свести к набору стандартов.
В дальнейшем содержание было расширено за счет более полного спектра отраслей муниципальной экономики и социальной сферы и нашло отражение в конечном продукте – Кодексе лучшей практики в сфере муниципального управления.
Весной 2004 г. было подписано соглашение между Фондом "Институт экономики города" и Конгрессом муниципальных образований РФ (КМО РФ) о сотрудничестве в области работы над Кодексом и Библиотекой лучшей практики.
17-18 мая 2004 г. ИЭГ и КМО РФ была проведена конференция "Эффективные модели и инструменты муниципального управления (Кодекс лучшей практики)", на которой широко обсуждались результаты работы над Кодексом и Библиотекой. По итогам конференции продукт был доработан и в декабре 2004 г. опубликован в виде отдельного издания.
В декабре 2006 г. заключено соглашение между ИЭГ и Единым общероссийским объединением муниципальных образований (ЕООМО), определившее основные принципы взаимодействия в области обновления и распространения Кодекса и Библиотеки.
Какова структура Кодекса и Библиотеки?
На сегодня Кодекс лучшей практики в сфере муниципального управления включает в себя более 50 практик. В Библиотеке представлены около 40 российских муниципальных образований из 22 субъектов Федерации и около 15 зарубежных муниципальных образований из США, Великобритании, Австралии, Казахстана и других стран.
Кодекс состоит из 5 разделов, соответствующих основным отраслям муниципального управления: общеэкономические вопросы, муниципальные финансы, социальная сфера, городское хозяйство, муниципальная земля и недвижимость, жилищное финансирование.
Практики делятся на четыре блока, отражающие включенность секторов местного сообщества в процесс муниципального управления:
- управленческие решения, принимаемые "внутри" самих администраций;
- управление муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями;
- взаимодействие с хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования;
- взаимодействие с общественностью.
Практики также разбиты на три уровня по критерию возможности их тиражирования:
- базовый уровень – стандарты, реализуемые на сегодняшний день большинством муниципальных образований;
- перспективный уровень – стандарты, реализуемые лишь наиболее "передовыми" муниципальными образованиями;
- стратегический уровень – стандарты самого высокого уровня качества муниципального управления, доказавшие свою эффективность за рубежом, но в российской практике по ряду причин сложнореализуемые.
Кодекс лучшей практики
Кодекс лучшей практики в сфере муниципального управления (Документ Word, 997 Кб)
Библиотека лучших практик
1. Лучшие практики муниципального управления в сфере муниципального экономического развития
1.1. Управленческие решения "внутри" администрации
1.1.1. Стратегическое планирование развития муниципального образования :
1.1.1.1. Разработка стратегии развития муниципального образования по "классической" технологии (пример г. Санкт-Петербурга) (Документ Word, 103 Кб)
1.1.1.2. Организация стратегического планирования с использованием технологии "фор-проектирования" (пример г. Пензы) (Документ Word, 467 Кб)
1.1.2. Внедрение процедуры мониторинга в реализацию муниципальных программ (пример Рыбинского муниципального округа Ярославской области) (Документ Word, 82 Кб)
1.1.3. Внедрение процедуры оценки в реализацию муниципальных программ (примеры г. Кунгура Пермской области и Рыбинского муниципального округа Ярославской области) (Документ Word, 218 Кб)
1.1.4. Повышение квалификации муниципальных служащих (пример г. Дзержинского Московской области) (Документ Word, 114 Кб)
1.1.5. Создание Агентства экономического развития (пример Томской области) (Документ Word, 72 Кб)
1.1.6. Внедрение информационных технологий в практику муниципального управления (пример г. Дзержинского Московской области) (Документ Word, 132 Кб)
Приложения 1-7 к примеру 1.1.6 (Документ Word, 494 Кб)
1.1.7. Совершенствование системы организации управления в муниципальной администрации (пример г. Рязани) (Документ Word, 71 Кб)
1.1.8. Внедрение системы премирования подразделений муниципальной администрации (пример г. Рязани) (Документ Word, 137 Кб)
Приложения 1-3 к примеру 1.1.8 (Документ Word, 131 Кб)
1.1.9. Создание Агентства по маркетингу города (пример г. Екатеринбурга) (Документ Word, 242 Кб)
1.2. Взаимодействие с независимыми хозяйствующими субъектами
Приложения к примеру 1.2.1 (Документ Acrobat PDF, 3983 Кб)
1.2.3. Привлечение бизнеса к решению социальных проблем муниципального образования на взаимовыгодных условиях (примеры г. Иркутска и г. Барнаула) (Документ Word, 69 Кб)
1.3. Взаимодействие с общественностью
1.3.1. Использование социологических опросов в практике управления на местном уровне (примеры гг. Энгельса Саратовской области, Бузулука Оренбургской области и Димитровграда Ульяновской области) (Документ Word, 97 Кб)
1.3.2. Проведение мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования (пример г. Березовский Свердловской области) (Документ Word, 81 Кб)
Приложение к примеру 1.3.2 (Документ Word, 3299 Кб)
2.1. Управленческие решения "внутри" администрации
2.1.1. Комплексное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в муниципальном образовании (пример г. Ельца и Грязинского муниципального района Липецкой области) (Документ Word, 172 Кб)
2.1.2. Расчет стоимости муниципальных услуг и новые формы их финансового обеспечения:
2.1.2.1. Оценка полной стоимости бюджетных услуг (пример г. Красноармейска Московской области) (Документ Word, 86 Кб)
2.1.2.2. Нормативное финансирование бюджетных услуг в социальной сфере (пример г. Барнаула) (Документ Word, 58 Кб)
2.1.3. Управление долгом и инвестициями:
2.1.3.1. Отбор инвестиционных проектов, финансируемых за счет заемных средств муниципального бюджета, на основе критериев общественной значимости и общественной полезности (пример г. Перми) (Документ Word, 79 Кб)
Приложение к примеру 2.1.3.1 (Документ Word, 323 Кб)
2.1.3.2. Финансирование проектов общегородского значения за счет эмиссии муниципальных облигаций общего покрытия (пример г. Скоттсдэйла, штат Аризона, США) (Документ Word, 87 Кб)
2.1.3.3. Финансирование проектов, предполагающих наличие собственной доходной базы, за счет эмиссии доходных облигаций (пример г. Далласа, штат Техас, США) (Документ Word, 208 Кб)
2.1.3.4. Управление муниципальными активами на портфельной основе (пример округа Лос-Анджелес, штат Калифорния, США) (Документ Word, 96 Кб)
2.2. Управление муниципальными предприятиями и учреждениями
2.2.3. Применение методологии оценки полной стоимости муниципальных услуг при переводе бюджетного учреждения в форму автономного учреждения (пример г. Большого Камня Приморского края) (Документ Word, 159 Кб)
2.3. Взаимодействие с независимыми хозяйствующими субъектами
2.3.1. Проведение муниципальных закупок с использованием Интернет-технологий (пример г. Великого Новгорода) (Документ Word, 59 Кб)
2.4. Взаимодействие с общественностью
Приложения к примеру 2.4.1 (Документ Word, 926 Кб)
2.4.2. Установление коэффициента К2, влияющего на величину единого налога на вмененный доход, методом общественного согласия (пример г. Артёма Приморского края) (Документ Word, 131 Кб)
Приложения к примеру 2.4.2 (Документ Word, 220 Кб)
3. Лучшие практики муниципального управления в социальном секторе
3.1. Управленческие решения "внутри" администрации
3.1.1. Перевод безадресных муниципальных льгот в форму денежных выплат нуждающемуся населению (примеры г. Красноармейска Московской области и г. Магадана) (Документ Word, 75 Кб)
3.1.2. Внедрение механизма нормативного финансирования в сфере образования (пример г. Каменки Пензенской области) (Документ Word, 90 Кб)
3.1.3. Вывод малообеспеченных семей на самообеспечение в рамках программы "От пособия к зарплате" (примеры г. Перми и городов областного подчинения Пермской области и г. Биробиджана) (Документ Word, 82 Кб)
3.1.4. Введение денежных компенсаций для низкодоходных групп населения взамен всеобщего бесплатного предоставления социальных услуг (пример г. Арзамаса Нижегородской области) (Документ Word, 98 Кб)
3.1.5. Внедрение механизма повышения качества и эффективности социальных услуг посредством стимулирования ориентации на результат, а не на процесс (пример на основе обобщенного опыта городов штата Оклахома, США) (Документ Word, 102 Кб)
3.1.6. Инвентаризация социальных льгот и объема их финансирования (пример г. Красноармейска Московской области) (Документ Word, 89 Кб)
3.1.7. Проведение управленческого аудита расходования средств на социальное обслуживание населения (принцип "best value") (пример на основе обобщенного опыта ряда муниципальных образований Великобритании) (Документ Word, 113 Кб)
3.1.8. Централизация функций назначения и выплат социальной помощи (принцип "одного окна") (примеры г. Арзамаса Нижегородской области и Зеленоградского округа г. Москвы) (Документ Word, 134 Кб)
3.1.9. Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов (примеры г. Арзамаса Нижегородской области и г. Магадана) (Документ Word, 74 Кб)
3.1.10. Определение административных расходов на оказание адресной помощи для оценки эффективности социальных программ (примеры г. Уссурийска Приморского края и г. Магадана) (Документ Word, 69 Кб)
3.2. Управление муниципальными предприятиями и учреждениями
3.2.1. Размещение муниципального заказа на социальное обслуживание на конкурсной основе (пример г. Магадана) (Документ Word, 81 Кб)
3.2.2. Реализация Программы грудного вскармливания новорожденных (пример г. Хабаровска) (Документ Word, 114 Кб)
3.2.3. Оказание ранней помощи детям с особенностями в развитии от 0 до 3 лет (пример г. Хабаровска) (Документ Word, 96 Кб)
3.3.1. Привлечение коммерческого сектора к предоставлению услуг образовательным учреждениям на конкурсной основе (пример на основе обобщенного опыта ряда муниципальных образований Великобритании) (Документ Word, 44 Кб)
3.4. Взаимодействие с общественностью
3.4.1. Планирование расходов на социальную поддержку населения с учетом масштабов и структуры бедности, оцененных на основе данных независимых обследований населения (пример Томской области) (Документ Word, 86 Кб)
Приложение к примеру 3.4.1 (Документ Word, 570 Кб)
3.4.2. Внедрение механизма стимулирования социальных инициатив на уровне объединения граждан (ТОСы и др.) (пример г. Сиэтла, штат Вашингтон, США) (Документ Word, 77 Кб)
3.4.3. Организация работы с бездомными людьми (пример г. Новодвинска Архангельской области) (Документ Word, 166 Кб) новое
4.1. Управленческие решения "внутри" администрации
4.1.1. Внедрение новых схем финансирования реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (пример г. Сызрани Самарской области) (Документ Word, 59 Кб)
4.1.2. Внедрение системы адресных социальных счетов граждан (примеры Борского района Нижегородской области и г. Отрадный Самарской области) (Документ Word, 244 Кб)
4.1.3. Применение концессионных механизмов для управления объектами муниципальной коммунальной инфраструктуры (примеры гг. Ла-Пас и Дел-Алто, Боливия, и г. Сидней, Австралия) (Документ Word, 114 Кб)
4.2. Управление муниципальными предприятиями и учреждениями
4.2.1. Профессиональное конкурсное управление объектами недвижимости бюджетных учреждений с привлечением энергосервисных компаний (пример на основе обобщенного опыта ряда зарубежных муниципальных образований) (Документ Word, 128 Кб)
4.2.2. Переход к системе договорных отношений в сфере ЖКХ на всех уровнях (пример Ангарского муниципального образования Иркутской области) (Документ Word, 92 Кб)
4.2.3. Акционирование муниципального жилищного предприятия (пример г. Электростали Московской области) (Документ Word, 132 Кб)
4.3. Взаимодействие с независимыми хозяйствующими субъектами
4.3.1. Создание товариществ собственников жилья (пример г. Кирова) (Документ Word, 93 Кб)
4.3.2. Проведение выставки организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (пример г. Череповца Вологодской области) (Документ Word, 57 Кб)
5.1. Управленческие решения "внутри" администрации
5.1.1. Градостроительное зонирование – подготовка Правил землепользования и застройки (пример г. Хабаровска) (Документ Word, 210 Кб)
5.1.2. Подготовка местных нормативов градостроительного проектирования (пример г. Хабаровска) (Документ Word, 65 Кб)
5.1.3. Подготовка документов для обеспечения преобразования застроенных территорий с ветхим жилищным фондом (пример г. Южно-Сахалинска) (Документ Word, 110 Кб)
5.2.1. Развитие застроенных территорий жилого назначения (пример г. Южно-Сахалинска) (Документ Word, 128 Кб)
5.3. Взаимодействие с общественностью
5.3.1. Проведение публичных слушаний по вопросам градорегулирования (пример г. Перми) (Документ Word, 116 Кб)
6.1. Управленческие решения "внутри" администрации
6.1.1. Предоставление определенным категориям граждан субсидий на приобретение готового жилья или на строительство индивидуального жилья (примеры Самарской области, г. Москвы и ряда муниципальных образований США) (Документ Word, 72 Кб)
Приложения к примеру 6.1.1 (Документ Word, 390 Кб)
6.1.2. Предоставление субсидий из местного бюджета на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство жилья (пример г. Иркутска) (Документ Word, 239 Кб)
6.2. Взаимодействие с независимыми хозяйствующими субъектами
6.2.1. Заключение органами местного самоуправления договоров подряда на строительство муниципального жилья со строительными организациями, отобранными на конкурсной основе (пример г. Алма-Аты, Казахстан) (Документ Word, 27 Кб)
6.3. Взаимодействие с общественностью
6.3.1. Раскрытие информации о проектах жилищного строительства с привлечением средств граждан (примеры г. Чебоксар и г. Тольятти Самарской области) (Документ Word, 101 Кб)
Приложения 1-8 к примеру 6.3.1 (Документ Word, 178 Кб)