В течение 2000-х гг. законодательная база местного самоуправления в России значительно улучшилась. Инновационные модели муниципального управления были апробированы, распространены и обобщены Институтом экономики города в кодексах лучших практик, которые, в свою очередь, содействовали повышению качества предоставляемых муниципальных услуг и использования муниципальных ресурсов, а также открыли новые возможности для выявления местных приоритетов и реализации ответственных политических решений на местном уровне
Однако большинство из распространявшихся практик на тот момент являлись всего лишь простыми моделями управления, а не более сложными инструментами формирования согласия между различными государственными ведомствами и государственными и частными учреждениями. Кроме того, было очевидно, что местные сообщества не вполне готовы к тому, чтобы ответить на новые вызовы времени, связанные с развитием рыночной экономики и возросшей мобильностью населения, например, на вопросы расселения мигрантов, проблемы безработицы, проблем людей с отклонениями в поведении и т.д. Поэтому необходимо было разработать модели решения и этих проблем.
С 2006 года начался новый этап реформы местного самоуправления в России (вступил в силу закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и соответствующие поправки к Бюджетному и Налоговому Кодексам). Тем не менее, была опасность того, что возросшая несбалансированность между ресурсами и обязанностями местных органов самоуправления, возникшая из-за принятых новых законов, значительно ограничит способность этих органов обеспечивать потребности населения и снизит эффективность и результативность предоставления услуг. Этот риск усугубляется еще и тем, что наметился общий сдвиг в сторону централизации принятия решений, между тем как сам характер местных проблем скорее требовал взаимодействия на межтерриториальном уровне.
Можно было сделать вывод о том, что Россия по-прежнему находилась на перепутье и в обозримом будущем могла пойти по разным дорогам в вопросах:
- распределения полномочий между государственными и местными органами власти;
- достижения баланса между централизацией и децентрализацией;
- баланса между моделями вертикальной интеграции и горизонтального взаимодействия.
Конституция РФ проводит четкое разграничение между местным самоуправлением и государственным управлением. Однако местные органы власти по-прежнему были лишены реальной самостоятельности; решения федеральных и региональных властей зачастую сводили на нет многие важнейшие решения местных органов власти, и эта тенденция все возрастала. Между тем, институт местного самоуправления являлся ключевым элементом гражданского общества и базовых демократических ценностей. Местные органы самоуправления – это та точка, в которой встречаются представители власти и простые люди. Они достаточно близки к местному населению, чтобы понять и решить местные проблемы и удовлетворить потребности людей. Пока люди будут по-прежнему воспринимать местные органы власти как своих представителей, способных оказывать действенную помощь местному населению, эти органы власти будут также и самым эффективным противовесом для возрождения полной централизации власти в России.
Проект "Совершенствование системы управления на местном уровне" был разработан на трехлетний период для решения следующих проблем:
- недостаточный авторитет муниципальных органов власти в плане эффективного управления местными ресурсами;
- отсутствие механизмов достижения согласия в обществе, что препятствовало выработке оптимальных схем развития на местном уровне;
- отсутствие единства и сплоченности местного населения;
- отсутствие нормативно-правовых и подзаконных актов по ключевым проблемам реформ;
- нехватка кадровых ресурсов на всех уровнях.
Важнейшая цель Проекта (Программы) "Совершенствование системы управления на местном уровне" заключалась в том, чтобы в России были более прозрачные и ответственные органы местного самоуправления.
Предлагаемая Программа была направлена на решение тех проблем, которые подрывают устойчивость и авторитет местных органов власти и ограничивают их способность воспользоваться новыми возможностями с существующей экономической ситуации в России.
Цели Программы:
- укрепление местного самоуправления в России за счет лучшей координации работы органов самоуправления с местным населением и содействие формированию ответственного отношения к принятию решений на местном уровне;
- наращивание потенциала лиц, занятых управлением на местном уровне (администрация местных органов власти, представители местного бизнес- сообщества и руководители невластных структур), в вопросах развития и управления финансовыми, кадровыми и материальными ресурсами;
- повышение информированности местных органов власти и укрепление их готовности работать на основе прозрачности принимаемых решений и устойчивого сотрудничества с местным населением.
Программа "Совершенствование системы управления на местном уровне" ставила следующие задачи:
- обеспечение принятия и внедрения лучших практик местного самоуправления;
- содействие повышению компетентности лиц, занятых управлением на местном уровне;
- содействие все большему участию граждан в процессе управления на местном уровне;
- развитие потенциала представителей местной общественности в плане формирования единого мнения в отношении общественных интересов;
- содействие институциональному развитию Института экономики города по мере его продвижения к цели достижения полной устойчивости.
Кроме того, важнейшей задачей было укрепление роли Института экономики города как аналитического центра и привлечение общественного внимания к его деятельности, сочетающей в себе функции независимого исследовательского центра, непосредственного участника процесса разработки и проведения политического курса, организации «гражданского контроля» и посредника между представителями местной общественности, неправительственными организациями, научными работниками, представителями деловых кругов, местными органами власти, региональными и федеральными законодательными и исполнительными структурами власти.
Рабочий План кооперативного соглашения по проекту "Совершенствование системы управления на местном уровне" включал в себя следующие компоненты:
- Совершенствование лучших практик управления на местном уровне.
- Повышение профессиональной компетенции и квалификации лиц, занятых управлением на местном уровне.
- Управление на местном уровне с активным участием в нем граждан.
- Формирование единого мнения в отношении общественных интересов.
- Институциональное развитие.