На решение каких проблем направлен проект?
В России местное самоуправление пока развивается скорее как местный уровень государственной власти, а не как форма общественной и экономической самоорганизации местного сообщества. Пока еще недостаточно используются ресурсы формирующихся институтов гражданского общества на местном уровне для развития местного самоуправления. Можно сказать, что местное самоуправление и гражданское общество развиваются изолированно, хотя, вовлечение местного сообщества в решение вопросов местного значения является основой, как для развития местного самоуправления, так и институтов гражданского общества на местном уровне.
Отсутствие гражданских инициатив. В целом по России гражданские инициативы по решению вопросов местного значения слабо выражены. Российские НКО - разрознены, поэтому также не могут консолидировано формулировать и отстаивать собственную позицию в вопросах местного значения. Все вместе приводит к тому, что органы МСУ не видят в населении поддержки, а в разнообразии НКО - возможности роста гражданской и экономической активности населения и, соответственно, резервов социально-экономического развития территории.
Отдаление органов местного самоуправления от населения. По данным исследования социологической лаборатории АСДГ (январь-апрель 2010г.) ответы респондентов (глав муниципальных образований) на вопрос: "Кто, по вашему мнению, в вашем городе в большей степени влияет на решение вопросов местной жизни?" по степени значимости (от 1 до 15) распределились следующим образом: 1 место- глава МО; 2 место – местная администрация; 3 место - губернатор; … 12 место – общественные организации, партии, движения; 13 место – население.
В настоящее время население и органы местного самоуправления все больше отдаляются друг от друга. Как показал опыт проведения совместных "круглых столов" с представителями органов местного самоуправления и НКО, на одни и те же проблемы развития местных территорий и местных сообществ они смотрят совершенно по-разному, не умеют находить точки соприкосновения, не видят друг в друге партнеров. Для органов местного самоуправления представители общественных организаций, в лучшем случае - "городские сумасшедшие", на которых не стоит обращать внимание, в худшем – досадное препятствие, мешающее планам развития муниципальных образований. Подобная позиция вызывает отторжение у общественных организаций и населения, и они, зачастую, видят в органах местного самоуправления противников на пути достижения поставленных целей, а в лучшем, - лишь возможный источник финансирования.
Незаинтересованность населения в участии в местном самоуправлении. Тема взаимодействия местного самоуправления и населения присутствовала во многих исследованиях ИЭГ, в т.ч.: социологические исследования "Городское управление" (2004), "Граждане оценивают местное самоуправление" (2003 - 2005), "Общественный мониторинг реформы местного самоуправления" (2005 - 2009). Эти исследования подтверждают тенденцию снижения интереса населения к институту местного самоуправления, которая является в т.ч. результатом: повышения зависимости органов местного самоуправления от государства, снижения их ответственности непосредственно перед населением, превалирования преимущественно негативной информации в СМИ о коррупционности ОМСУ, об их неумении управлять и т.п.
Какая у проекта цель?
― Содействие развитию общественного интереса к проблемам местного самоуправления в Росси.
― Содействие развитию гражданского общества в России.
Настоящий проект направлен:
― на усиление взаимодействия институтов местного самоуправления и гражданского общества для решения вопросов местного значения;
― на повышение взаимной ответственности органов МСУ и населения за развитие территории муниципальных образований.
Какие задачи ставятся перед проектом?
1) осуществить анализ российской практики взаимодействия ОМСУ и НКО (контент- анализ существующих исследований в сфере развития гражданского общества) с целью выявления лучшей практики взаимодействия ОМСУ и НКО;
2) осуществить анализ причин взаимного отчуждения органов местного самоуправления и НКО на базе экспертных исследований (фокус-групп, блиц-интервью);
3) провести обсуждение проблем, препятствующих взаимодействию местного самоуправления и институтов гражданского общества с ведущими экспертами;
4) организовать интерактивное обучение представителей органов местного самоуправления и НКО из пилотных муниципалитетов возможным формам взаимодействия при решении вопросов местного значения, в том числе на основе изучения зарубежной практики взаимодействия ОМСУ и НГО;
5) предложить пилотным муниципальным образованиям технологии вовлечения населения в решение вопросов местного значения;
6) обобщить полученные результаты экспертных исследований и обсуждений, а также итогов пилотных проектов и подготовить публикацию о перспективах развития форм участия гражданских институтов в местном самоуправлении в России.
Какие действия будут предприняты в процессе реализации проекта?
На начальном этапе реализации проекта выбираются 2-3 муниципальных образования в качестве пилотных территорий. В выбранных пилотных территориях планируется:
- Проведение фокус групп, блиц интервью с органами местного самоуправления и представителями НКО.
- Проведение круглого стола с ведущими экспертами с целью обсуждения проблем, препятствующих взаимодействию местного самоуправления и институтов гражданского общества, и лучших практик такого взаимодействия.
- Проведение обучающих семинаров для представителей органов местного самоуправления и НКО с освящением возможных форм взаимодействия при решении вопросов местного значения, в том числе, на основе изучения зарубежной практики взаимодействия ОМСУ и НГО.
- Проведение модельных дискуссионных площадок между представителями органов местного самоуправления и НКО в пилотных муниципалитетах по наиболее острым вопросам местного развития.
- Предоставление пакета методических материалов и организация обучения по выбранной технологии вовлечения населения в решение вопросов местного значения.
- Подготовка публикации о перспективах развития форм участия гражданских институтов в местном самоуправлении в России
- Проведение круглого стола с ведущими экспертами по вопросам развития гражданского общества и местного самоуправления с целью распространения результатов и материалов проекта.
Каковы ожидаемые результаты проекта?
Расширение способов взаимодействия органов местного самоуправления и институтов гражданского общества на местном уровне создаст основу широкого общественного сотрудничества для решения местных вопросов.
За счет каких ресурсов реализуется проект?
Ресурсная поддержка USID.
Публикации
Целью данного доклада является описание опыта развития городским Советом города Бирмингема инициатив на уровне территориальных сообществ.
Обобщающее английское определение этих инициатив звучит как Neighbourhood Management. Однозначного русского эквивалента данному определению нет, т.к. имеющаяся в России практика территориального общественного самоуправления (ТОСы) лишь частично отражает возможности Neighbourhood Management. Более полно явление Neighbourhood Management можно охарактеризовать как "управление услугами на уровне и с использованием ресурсов территориального сообщества". Это управление включает в себя не только элементы самоуправления, но и локализацию некоторых услуг на уровне территориальных сообществ, а также децентрализацию ответственности, и передачу ресурсов на предоставление некоторых государственных услуг.
В Бирмингеме Neighbourhood Management развивается уже в течение 30 лет. Гражданское общество в Бирмингеме всегда играло ключевую роль в социально-экономическом развитии города. Это сильно повлияло на формирование местных органов власти и способов регулирования их деятельности. Все началось со времени, когда город был ведущим мировым центром металлургической промышленности, но и позднее, во времена значительного промышленного спада, гражданское общество не утратило своего влияния на процесс социально-экономического развития города. Это позволяет рассматривать Бирмингем как интересный опыт взаимодействия гражданского общества и власти.
Ниже приводятся ссылки на размещенные в сети Интернет материалы различных экспертных сообществ, посвященные вопросам местного самоуправления в Великобритании:
Интернет-ресурсы Великобритании в поддержку местного самоуправления
Муниципальные экспертные сообщества в Великобритании :
(1) Local Government Association . Ассоциация местного самоуправления (LGA) – некоммерческая организация, деятельность которой направлена на оказание поддержки муниципальным служащим Англии и Уэльса. Ассоциация местного самоуправления осуществляет исследовательские и аналитические функции, что позволяет ей, во-первых, снабжать муниципальных служащих широким спектром данных в области МСУ, а, во-вторых, предоставлять достоверную информацию о развитии сектора лицам, принимающим политические решения. Кроме того на сайте имеются разделы, посвященные основным политическим партиям Великобритании и их членам, работающим на местном уровне.
(2) The National Association of Local Councils . Национальная ассоциация местных советов - некоммерческая организация, в состав которой входят местные советы городов и сельских поселений, организованных вокруг приходов, имеющие собственный бюджет. Всего в составе организации насчитывается около 8500 членов. Специалисты организации предоставляют участникам различную поддержку и консультационные услуги. В задачи организации также входит представление репрезентативной информации о сфере МСУ лицам, принимающим политические решения.
(3) The Core Cities . "Города-центры" - добровольное объединение 8 крупнейших городов Великобритании, находящихся за пределами "Большого Лондона". В него входят Бирмингем, Бристоль, Манчестер, Лидс, Ливерпуль, Ньюкасл, Ноттингем, Шеффилд. Организация занимается продвижением городов-участников, проведением совместных мероприятий, обменом опытом, оптимизацией существующих практик управления.
Прочие профессиональные организации и сети, объединяющие специалистов в области местного самоуправления:
(1) The Audit Commission. Комиссия по аудиту – государственная корпорация, занимающаяся назначением контролеров (аудиторов) в органы местного самоуправления. Организация также оказывает консультационную поддержку органам государственной и муниципальной власти, выступая в роли независимого и авторитетного аналитика и советника.
http://www.audit-commission.gov.uk/
(2) Society of Local Authority Chief Executives (SOLACE) . Сообщество глав муниципальных администраций – организация, объединяющая высших руководителей в области оперативного управления на муниципальном уровне.
(3) Local Government Improvement and Development Agency (IDeA) . Агентство по совершенствованию и развитию местного самоуправления – сетевая структура, созданная для поддержки инноваций и оптимизации механизмов управления на местном уровне. Основная деятельность организации - распространение лучших практик и рекомендаций в обозначенной сфере.
(4) Centre for Public Scrutiny (CfPS) . Центр общественного контроля – проводит исследование политик, оказывает консультационную и иную помощь для рядовых членов партий.
Авторитетные газеты, освещающие вопросы местного самоуправления:
(1) Local Government Chronicle - http://www.lgcplus.com/
(2) Municipal Journal - http://www.themj.co.uk/
Доступ к статьям осуществляется на платной основе. Существует сайт, который бесплатно публикует краткие обзоры новостей и аналитических материалов в области МСУ:
Аналитические центры, активно участвующие в обсуждении тем, связанных с местным самоуправлением:
(1) Local Government Information Unit – http://www.lgiu.org.uk/
(2) Localis - http://www.localis.org.uk/
(3) New Local Government Network - http://www.nlgn.org.uk/
(4) Policy Exchange - http://www.policyexchange.org.uk/
(5) New Economics Foundation - http://www.neweconomics.org/
(6) Respublica - http://www.respublica.org.uk/
(7) Centre for Cities - http://www.centreforcities.org/
(8) Joseph Rowntree Foundation - http://www.jrf.org.uk/
(9) Young Foundation - http://www.youngfoundation.org/
(10) Institute for Public Policy Research - http://www.ippr.org.uk/
(11) Demos - http://www.demos.co.uk/
(12) Centre for Policy Studies - http://www.cps.org.uk/