Вы здесь

Эксперимент по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилья и коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов

Нормативная основа проведения эксперимента: 

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. № 490 «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года № 372). 

Постановление Правительства Российской Федерации  от 1 апреля 2003 года № 179 "О Правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".

Приказ Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 2 сентября 2002 г. N 197 «О рабочей группе по вопросам отработки результатов эксперимента по осуществлению адресной социальной поддержки населения по оплате жилья и коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов».

Приказ Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 11 ноября 2002 года № 262 «Об утверждении форм отчетной информации о ходе и результатах эксперимента по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов».

Методические рекомендации по проведению эксперимента

Проведение исследований и разработка рекомендаций по трансформации социальных пособий и льгот в систему адресной социальной помощи населению путем внедрения персонифицированных социальных счетов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг.

​​В восьми субъектах Российской Федерации продолжается начатый в 2002 году в эксперимент по созданию системы персонифицированных социальных счетов граждан. Главная цель эксперимента - передача права распоряжения бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее.

Пока на социальные счета граждан, открытые в банках, планируется перечислять средства субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям. В настоящее время в большинстве регионов, участвующих в эксперименте, закончен подготовительный этап, связанный с разработкой и утверждением необходимых нормативных правовых актов, с проведением информационной кампанией в СМИ, отбором банков для обслуживания персонифицированных социальных счетов и т.д.

В некоторых регионах эксперимент перешел в практическую стадию. В Борском районе Нижегородской области в декабре 2002 года - январе 2003 года все получатели субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (а их более 11 тысяч) открыли социальные счета. В начале февраля 2003 года на социальные счета поступили средства субсидий, которыми граждане воспользуются при оплате жилищно-коммунальных услуг за январь.

В других городах, где проводится эксперимент, планируется постепенный переход граждан на систему социальных счетов по мере обращения граждан по истечении срока аттестации или при первичном обращении. То есть на переходном периоде будут сосуществовать две системы предоставления субсидий: действующая в виде снижения платежа за ЖКУ на сумму субсидии и экспериментальная в виде перечисления средств субсидий на социальные счета граждан и оплаты последними полного платежа с учетом льгот.

В Новочебоксарске (Чувашская Республика) планово открыты более 800 социальных счетов, на которые в конце февраля поступят средства субсидий для использовании их при оплате ЖКУ за февраль. Такой же процесс активно идет в Шумерле Чувашской Республики и Арзамасе Нижегородской области.

Три города Ростовской области: Ростов-на-Дону, Новочеркасск и Волгодонск, - во второй половине февраля начинают прием заявлений граждан на перечисление субсидий на социальные счета. Первыми средствами субсидий с социальных счетов можно будет воспользоваться при оплате услуг за март.

В городах Чувашской Республики, а также в Борском районе Нижегородской области в качестве уполномоченного банка выбран Сберегательный банк. В Арзамасе по условиям конкурсного отбора был выбран коммерческий банк "Саровбизнесбанк". В городах Ростовской области достигнуто соглашение с банками, согласно которому граждане могут открывать социальные счета в любом банке по своему желанию, а также воспользоваться имеющимся счетом. Гражданам предлагается использовать банковские пластиковые карточки для перечисления на них средств субсидий, что практически исключает возможные очереди в банках.

Перечисление средств субсидий производится до начала периода оплаты за жилищно-коммунальные услуги, то есть до получения гражданином квитанции по оплате услуг. Единственным условием поступления средств на социальные счета участникам программы жилищных субсидий является своевременная и полная оплата жилищно-коммунальных услуг, исходя из ставок и тарифов для населения.

В ряде муниципальных образований России начат эксперимент по внедрению социальных счетов граждан, на которые перечисляются субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Эксперимент по созданию новой экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства проводится Правительством Российской Федерации в соответствии с подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". Фонд «Институт экономики города» при поддержке Фонда Форда принимал участие в разработке нормативной базы эксперимента, а по мере его осуществления будет участвовать в мониторинге и обобщении полученных результатов. Эксперимент проводится в отдельных муниципальных образованиях восьми субъектов Российской Федерации: Белгородской области, Нижегородской области, Ростовской области, г. Санкт-Петербурге, Тюменской области, Республике Саха-Якутия, Республике Татарстан, Чувашской Республике. Пионерами внедрения социальных счетов стали Борский район Нижегородской области и г. Новочебоксарск Чувашской Республики. В Борском районе открыто более десяти тысяч социальных счетов граждан, а до конца января 2003 года их откроют все получатели жилищных субсидий, которых в районе более 14 тысяч. В Новочебоксарске, где переход на социальные счета начался после с января и будет проводиться постепенно, открыто более двухсот социальных счетов. До первого февраля на открытые счета поступят средства субсидий, которыми граждане воспользуются при оплате жилищно-коммунальных услуг за январь.

Персонифицированный социальный счет – это обычный счет до востребования в банке, на который гражданину из бюджета перечисляются средства субсидий, предназначенных для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Перечисление средств производится до начала периода оплаты за жилищно-коммунальные услуги, то есть, когда гражданин получит квитанцию по оплате услуг, на его счету уже будет находиться положенная жилищная субсидия. Средствами со счета можно пользоваться ежемесячно, а можно и один раз в полгода – по усмотрению самого владельца счета. Даже если гражданин вышел из программы жилищных субсидий, накопившиеся на социальном счете средства остаются в его собственности. На средства социальных счетов также начисляются проценты, как по обычному вкладу. Единственным условием поступления средств на социальные счета участникам программы жилищных субсидий является своевременная и полная оплата жилищно-коммунальных услуг, исходя из ставок и тарифов для населения.

Размер субсидии рассчитывается, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Если семья потратила электроэнергии меньше, чем положено ей по нормативу, то это не скажется на величине субсидии. Аналогично с потреблением воды, газа и тепла, если квартира оборудована соответствующими приборами учета. Таким образом, экономить ресурсы становится выгодно вдвойне: гражданин не только платит меньше за меньшее количество потребленных ресурсов, но и размер субсидии при этом ему не пересчитывается в сторону уменьшения.

Структурное направление: 
Год начала: 
2001
Год окончания: 
2004

Закрыть