Целью работы являлась разработка на основе анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации комплекса предложений по совершенствованию правового регулирования организации проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, направленных на:
- устранение законодательных пробелов и барьеров для эффективного функционирования системы капитального ремонта многоквартирных домов;
- развитие организационно-финансовых механизмов, обеспечивающих привлечение средств на финансовом рынке для капитального ремонта и повышения энергоэффективности многоквартирных домов;
- повышение эффективности мер государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов.
Методология выполнения работы включала анализ региональных нормативных правовых актов, обеспечивающих своевременное проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории субъектов Российской Федерации, практики применения федерального и регионального законодательства, регулирующего указанные вопросы, разработка комплекса предложений по совершенствованию правового регулирования организации проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах использование методов системного анализа, метода экспертных оценок.
Результатом работы является аналитический отчет на тему: "Совершенствование правового регулирования организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов на основании анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации", включающий анализ по всем направлениям заданного исследования и предложения по совершенствованию правового регулирования организации проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В результате выполнения научно-исследовательской работы "Совершенствование правового регулирования организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов на основании анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации" установлено следующее: субъекты Российской Федерации, уполномоченные Жилищным кодексом Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, столкнулись со значительными трудностями в процессе разработки и утверждения указанных региональных нормативных правовых актов. Эти трудности обусловлены как имеющимися недостатками федерального законодательства, регулирующих создание и функционирование новой системы организации финансирования и проведения капитального ремонта многоквартирных домов, так и неготовностью субъектов Российской Федерации к самостоятельной законотворческой деятельности.
Об этом свидетельствует тот факт, что субъекты Российской Федерации при разработке регионального законодательства активно прибегали к копированию модельного закона "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации", разработанного по инициативе экспертов Фонда ЖКХ. В результате большинство принятых региональных законов являются рамочными, содержат дублирующие Жилищный кодекс положения и отсылочные нормы, и устанавливают поручения к исполнительным органам власти взять на себя решение основных процедурных вопросов.
Также в результате анализа федерального законодательства выявлен ряд существенных недостатков, которые формируют барьеры для реализации системы капитального ремонта. Указанные недостатки федерального, а также регионального законодательства приводят к рискам при его практической реализации буквально по каждому компоненту анализа:
- формирование региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов;
- выбор способа формирования фондов капитального ремонта;
- создание региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- предоставление государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов.
Для преодоления выявленных проблем ключевым является совершенствование федерального законодательства, устранение пробелов в положениях Жилищного кодекса. Также, возможно, стоит пересмотреть перечень полномочий, возложенных Жилищным кодексом на субъекты Российской Федерации в части регулирования вопросов капитального ремонта многоквартирных домов, и усилить влияние органов государственной власти Российской Федерации для формирования единых подходов к решению задач в области капитального ремонта многоквартирных домов.
Оценка полноты решений поставленных задач. В рамках выполнения настоящей научно-исследовательской работы решены все поставленные техническим заданием задачи.
Рекомендации и исходные данные по конкретному использованию результатов НИР. Важнейшим результатом данной научно-исследовательской работы являются разработанные предложения по внесению изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации. Предложения представлены в форме проекта Федерального Закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". Данные предложения адресуются Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству как основа для дальнейшего обсуждения и использования при разработке соответствующих законопроектов.
Результаты оценки технико-экономической эффективности внедрения. Внедрение разработанных предложений в ближайшей перспективе сократит финансовые риски при реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов, снизит опасность массовых негативных социальных проявлений, даст возможность сформировать и внедрить систему капитального ремонта с минимальными издержками. В перспективе применение представленных предложений даст возможность постепенного перехода к самостоятельному проведению собственниками помещений в многоквартирных домах капитального ремонта и реконструкции для повышения энергетической эффективности многоквартирных домов с привлечением средств на финансовом рынке и полной ответственности собственников помещений за состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Результаты оценки научно-технического уровня выполненной НИР в сравнении с лучшими достижениями в данной области. Работа представляет собой всестороннее рассмотрение заявленной проблемы и комплексные предложения по совершенствованию правового регулирования организации проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Это наиболее детальная и всеобъемлющая разработка в данной области.
Степень внедрения научно-исследовательской работы после ее окончания предполагается достаточно высокой, так как результаты исследования и разработанные предложения будут использованы при подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правового регулирования организации проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Областью применения данной научно-исследовательской работы является сфера деятельности Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заказчик: Аппарат Государственной Думы Российской Федерации.