Вы здесь

Международная конференция "Реформа системы социальной защиты населения в странах СНГ"

15-16 ноября состоялась Международная конференция "Реформа системы социальной защиты в странах СНГ", организованная совместно Фондом "Институт экономики города" (Россия) и The Urban Institute (США) при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). 

  “Роль органов местного самоуправления в реализации программ социальной помощи в России” (Архив в формате ZIP, 57 Кб), Р. Страйк и Б. Ричман, the Urban Institute, США

Для успешного решения задач по реформированию системы социальной защиты населения в странах с переходной экономикой особенно большое значение имеет умение высокопрофессионально организовать работу по осуществлению различных программ социальной помощи. Кроме того, именно благодаря эффективному и добросовестному управлению, значение новых программ социальной помощи неизмеримо возрастает в глазах общественности. В Российской Федерации на органы местного самоуправления возложено основное бремя ответственности по осуществлению программ социальной помощи, разрабатываемых органами власти всех уровней.

  “Опыт реализации программы жилищных субсидий и возможности его использования в реформировании системы социальной защиты (на примере г.Омск)” (Архив в формате ZIP, 694 Кб), В.Павлов, Центр жилищных субсидий г. Омск, Россия

Сложившаяся в России финансово-экономическая ситуация, характеризующаяся жестким дефицитом бюджетных средств, особенно остро сказывается на социально уязвимых группах населения.

Значительные проблемы социальной защиты населения в этих условиях связаны с большим числом льгот, определенных федеральными законами, но не подкрепленных бюджетным финансированием, недостатком системности в определении действительного контингента получателей льгот, нарастанием удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства, межведомственной разобщенностью организаций, учреждений и предприятий, действующих в системе социальной защиты. Все эти факторы и приводят к неэффективному использованию имеющихся ресурсов и, следовательно, к снижению уровня помощи реально нуждающейся в ней категории населения.

 “Децентрализованная система помощи бедным в Узбекистане” (Архив в формате ZIP, 57 Кб), М.Рашид, Всемирный Банк

Спад производства и снижение уровня жизни подтолкнули страны с экономикой, переходной от системы централизованного планирования к рыночным отношениям, к пересмотру взглядов на то, каким наиболее оптимальным образом должны распределяться государственные средства с тем, чтобы помощь оказывалась именно нуждающимся. Такой пересмотр стал необходим не только из-за новых рисков, появившихся для населения, таких, как высокий уровень безработицы, но и в силу того, что системы государственной поддержки, унаследованные с дореформенного времени, зачастую оказывались неподходящими или трудно применимыми. В частности, оказалось, что при коммунистическом строе были слабо развиты схемы оказания социальной поддержки «особо нуждающимся». Частично это связано с бытовавшей на протяжении многих лет официальной точкой зрения, отрицающей саму возможность существования бедности (Аткинсон и Миклрайт, 1992). 

  “Реформа социальной защиты населения на местном уровне” (Архив в формате ZIP, 60 Кб), М. Либоракина, Фонд “Институт экономики города”, Россия
Рисунки к докладу:   Рисунок 1 (Изображение GIF, 43 Кб);   Рисунок 2 (Архив в формате ZIP, 6 Кб)

Последнее десятилетие в странах с экономикой переходного периода стало эпохой перераспределения социальной ответственности между государством, семьей, работодателями и общественным благотворительным сектором. В то же время в ряде стран, в том числе и в России, эти годы были периодом становления местного самоуправления.

В настоящее время в Российской Федерации юридически оформлено 12215 муниципальных образований, из них:

  • 625 городов,
  • 516 поселков,
  • 153 городских района и округа,
  • 404 района,
  • 9314 сельских округа,
  • 203 сельских населенных пункта.

Местный бюджет имеется более чем в 10000 муниципальных образований.

Глобальная тенденция к децентрализации, регионализации и муниципализации социальной политики нашла свое отражение и в развитии местного самоуправления в СНГ. В России роль муниципальных органов в решении социальных проблем выросла, может быть, наиболее существенно, что обусловлено целым рядом факторов.

Во-первых, масштабы страны определяют необходимость адаптации социальной защиты ко всему многообразию местных условий.

Во-вторых, специфика отечественного федерализма обусловила высокий уровень ответственности органов местного самоуправления за реализацию государственных полномочий, в том числе и в социальной сфере. По оценкам Российского научного центра местного самоуправления муниципальные служащие исполняют в ней не менее 60% государственных полномочий.

В-третьих, собственно в ведении муниципальных образований находятся вопросы содержания и развития социальной сферы местного значения, к которым в том числе относятся организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения. Практически все муниципальные образования осуществляют местные программы социальной поддержки населения дополнительно к выплатам льгот и пособий, предусмотренных федеральным законодательством - от разовой помощи в денежной и натуральной форме до создания комплексных центров социального обслуживания.

Наконец, именно с местным самоуправлением во многом связаны ожидания населения в области социальной защищенности. Опросы общественного мнения показывают рост позиции местного самоуправления в рейтинге социальной ответственности с 6-го (1994) на 1-е место (1997).

Однако до сих пор основная дискуссия по социальным вопросам, а также пилотные программы по повышению адресности социальной защиты разворачивались на федеральном и региональном уровне. Данная работа представляет информацию о состоянии дел на местном уровне и о некоторых инновационных программах социальной помощи в российских городах.

 “Координация многоцелевых программ в системе социального обеспечения и предоставления социальных услуг: опыт Николаевской области, Украина” (Архив в формате ZIP, 25 Кб), Ю.Шклярский, Управление социальной защиты Николаевской области, Украина
 
На протяжении последних лет в Украине последовательно осуществляется радикальное реформирование системы социальной защиты. Приоритетным направлением при этом стало внедрение программ  адресной социальной помощи. Со стороны правительства оказывается помощь и поддержка в поиске оптимальных вариантов  организации управления системой социальной защиты на региональном уровне.
 
  “Ключевые вопросы адресной социальной поддержки населения в странах СНГ” (Архив в формате ZIP, 26 Кб), Дж.Галлагер, Urban Institute (США)

Целью доклада является общий обзор понятия адресной поддержки населения. Особое внимание уделено методологии обеспечения адресности в социальных программах. Представлены различные методы организации адресной социальной поддержки. Доклад обсуждает ключевые вопросы разработки и оценки методов обеспечения адресности для программ социальной поддержки населения  в СНГ.

  “Использование информации о доходах участников программ социальной помощи: возможности и ограничения” (Архив в формате ZIP, 44 Кб), А.Пузанов, Фонд “Институт экономики города”, Россия

Переходный характер современной российской экономики и российского общества остро ставит проблему выявления групп населения, наиболее нуждающихся в социальной помощи. Традиционные группы населения, являвшиеся объектом социальных программ в прошлые годы, не являются более очевидными объектами внимания для новых социальных программ. Таким образом, косвенные методы определения реципиентов социальных программ (социальные группы с высокой вероятностью бедности) доминировавшие в период социалистической экономики, утратили прежнюю эффективность. Одновременно развитие программ, основанных на прямом учете доходов населения сдерживается широко распространенными сомнениями в их принципиальной реализуемости в условиях переходного периода, характеризуемых широким распространением теневой экономики.  

Год начала: 
2000
Год окончания: 
2000

Закрыть