Вы здесь

Ярмарка социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа "Пермь-2000"

Представьте себе внушительных размеров (10 тыс. квадратных метров) площадку крытого выставочного павильона, спроектированную по последней моде пространственного дизайна, перегороженную огромными стеклянными и пластиковыми ширмами и металлическим опорами, на которых установлены несколько десятков мониторов, одновременно демонстрирующих разные телевизионные ролики; где есть огромная сцена, которая служит и площадкой для серьезных научных дискуссий, и местом для выступления театральных коллективов, легко трансформируясь то в конференц-зал, то в театральные подмостки; где в самом центре комплекса, в четырех "классах-аквариумах", построенных из прозрачного оргстекла, параллельно проходят презентации, круглые столы, обучающие семинары, диспуты, работают проектные мастерские.

А на балюстраде комплекса кипит жизнь пресс-центра: здесь практически без перерыва на вопросы многочисленных местных и столичных журналистов отвечают организаторы, участники и спонсоры мероприятия. Перерывы между пресс-конференциями репортеры используют для того, чтобы на установленных в пресс-центре компьютерах обработать полученную информацию, добавить к ней свои впечатления и как можно скорее отправить по электронной почте в редакции. Для полноты ощущении можно спуститься в интернет-кафе, расположенное прямо под пресс-центром, где за чашечкой кофе или кружкой пива пообщаться с новыми знакомыми, продолжить интересную дискуссию, обсудить спонтанно возникающие идеи, а заодно воспользоваться бесплатным доступом в Интернет, немного отдохнуть и снова окунуться в стремительный калейдоскоп событий и мероприятий.

Так выглядела первая ярмарка социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа "Пермь-2000" неординарное, яркое, динамичное событие, проходившее с 28 по 30 ноября прошлого, на три дня превратившее город в столицу социальных инновационных технологий. За время работы ярмарки ее посетили около 2 тысяч гостей и участников, сюда приехали представители более 100 некоммерческих организаций - победителей конкурса "Социальное партнерство" из всех 15 регионов, входящих в округ. Здесь можно было встретить губернаторов Пермской и Саратовской областей, руководители крупных городов, представителей российских и международных благотворительных организаций, таких как "Фонд Владимира Потанина", Институт "Открытое общество", Фонд "Евразия", московское представительство Charities Aid Foundation, директоров и ведущих менеджеров крупных российский коммерческие компаний - Холдинговой компании "Интреррос", ОАО "ПК ЮКОС", АКБ "Московский Деловой Мир", ОАО "Альфа-Банк", ОАО "НК-Лукойл", и многих других, ставших спонсорами этого форума.

В Попечительский совет, который возглавил полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, вошли известные ученые и деятели культуры, лидеры бизнеса, представители органов государственной власти. Председателем Оргкомитета ярмарки стал заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Зарубин. В оргкомитет вошли представители администраций г. Перми и Пермской области. Ассоциации "Служение", ВЦ "Пермская ярмарка", Городского общественного фонда "Тольятти", Уральского центра поддержки негосударственных организаций, Фонда "Институт экономики города", Центра стратегических исследований ПФО.

Что же привлекло к организации ярмарки и участию в ней такое количество влиятельных людей, общественных движений и компаний, относящихся к совершенно разным сферам общественной и государственной жизни? Их объединил общий, неформальный интерес к инновационным технологиям и методам управления социальной сферой, за которыми стоит реальная возможность построения цивилизованных, равных партнерских отношений между властью, бизнесом и обществом.

Эту идею, как ключ к пониманию главной идеи и целей ярмарки, сформулировал Сергей Кириенко, присутствовавший на ее открытии:

"Ярмарка будет способствовать конкурсному, публичному распределению государственных средств совместно с гражданским обществом. Задачи, которые стоят сегодня перед Россией, государство одно решить не в состоянии. Нам нужна совместная деятельность с общественными и гражданскими организациями - с тем самым "третьим сектором" и гражданским обществом, о необходимости создания и развития которого в России мы так долго говорим. То, что происходит сегодня - это реальное совместное действие, созданное трудом всех присутствующих здесь: и всех ветвей власти, и некоммерческих, и государственных организаций, и фондов-доноров, которые долгие годы работают на территории России, подавая нам пример того, как нужно поддерживать инновационную деятельность в социальной политике; и российских спонсоров, благотворителей. Я рад, что сегодня рядом с международными фондами-донорами, которые безвозмездно поддерживают некоммерческие проекты развития в социальной политике, в культуре, в национальной политике, достойное место занимают и российские промышленники, бизнесмены, которые точно также начинают активно поддерживать некоммерческие проекты без всякой надежды на коммерческое вознаграждение, но с надеждой на возрождение России. Они делают это с пониманием того, что если не будет развиваться социальная полтика, если не будет развиваться национальная культура и самосознание людей, то бесполезно говорить о развитии экономики, бесполезно говорить о развитии России. Только вместе у нас это обязательно получится".

По сути, за три дня интенсивной работы ярмарки усилиями активистов некоммерческого сектора, управленцев государственного аппарата, во взаимодействии с международными донорами и российскими бизнесменами была предпринята попытка построить реальную, эффективную модель функционирования и развития гражданского общества.

Центральным событием форума стал конкурс проектов "Социальное партнерство". Здесь были представлены проекты по поминаниям, названия которых заключали в себе самые болезненные и актуальные социальные проблемы: "Жизнь без наркотиков", "Безопасность в стране, на улице, в семье", "Помоги ближнему", "Рабочие места для молодежи", "Реформа пенитенциарной системы", "Образование - XXI век", "Правовая культура", "Разрешение конфликтов", "Социальный менеджмент" и многие другие.

Главным условием, дающим шанс на победу, было привлечение конкурсантами не менее 50% собственных средств, муниципального финансирования, оборудования, частных пожертвований, труда волонтеров и других ресурсов. Всего на конкурс было подано 597 заявок преимущественно от некоммерческих организаций, а также государственных, муниципальных, социальных и образовательных учреждений, культурных центров, работающих на территории ПФО. Попечительский совет ярмарки, основываясь на рекомендациях Экспертного совета, подвел итоги ярмарки и назвал 79 победителей, которые получили гранты в сумме до 300 тысяч рублей из специального Фонда Пермской ярмарки.

Пермь не случайно стала полигоном для демонстрации и испытаний этой модели. Здесь уже несколько лет активно и планомерно идет поиск оптимальных путей и схем взаимодействия местных властей, деловых кругов и общественных организаций в решении социальных проблем. Здесь внедряются новые технологии и методы управления социальной сферой; здесь за основу местной социальной политики приняты целевые социальные программы, а бюджетные средства на конкретные проекты распределяются на условиях открытого конкурса.

О том, как действует этот конкурсный механизм, подробно рассказывал на пресс-конференции в рамках ярмарки Сергей Кириенко:

"По сути, это механизм государственного заказа, в котором деньги делятся не под столом и не по принципу "дам тому, кто мне нравится". Например, я хочу поддержать борьбу с детской преступностью, я хочу поддержать борьбу с наркоманией, я хочу поддержать современные проекты в образовании и культуре. Вот денежные средства, которые я могу на это выставить. Да, моих денег не хватит - я выставлю 10% или 20 %, но к моим 20% еще 20% добавят фонды-доноры, еще 20% -российские благотворители, еще 15-20% добавят сами организаторы и еще что-то добавит федеральная власть. И вот только тогда у нас все получится. Причем, здесь мы привлекаем не только деньги, но делим ответственность за реализацию этого заказа. Если так делают местные власти, то это единственный способ влияния государства на общественную инициативу".

В результате государственные структуры, по долгу службы отвечающие за льготы, пенсии, пособия и другие социальные программы, поставлены в условия здоровой конкуренции с общественными организациями, которые предлагают решать те же самые задачи и проблемы социальной сферы на проектной основе, с использованием инновационных управленческих схем и технологий, подробно отчитываясь за каждый потраченный рубль.

А коммерческие и промышленные предприятия, бизнесмены, готовые отдать некоторую часть своей прибыли на благотворительные цели, могут направлять ее не только на прямую материальную поддержку нуждающимся, но и в более сложные, перспективные программы и проекты, например, образовательные или культурные, с гораздо меньшим риском того, что деньги потеряются в недрах различных социальных учреждений или будут израсходованы не по назначению. Преимущества такой схемы работы очевидны. Во-первых, это значительная экономия расходных статей местного бюджета социальной сферы за счет их грамотного перераспределения, во-вторых - стимулирование различных организаций к разработке и реализации реально работающих, а не формально декларируемых социальных программ и привлечение спонсорских средств на их осуществление; в-третьих - осмысление, накопление и распространение опыта, доведение социальных ноу-хау до уровня социальных технологий и отработка новых схем и моделей партнерства общества власти и бизнеса.

Вообще о более активном включении российского бизнеса в решение социальных проблем на ярмарке говорилось довольно много. Владимир Потанин - президент Холдинговой компании "Интеррос", выступая на церемонии открытия ярмарки, озвучил мнение многих российских предпринимателей, которые начинают всерьез задумываться о социальном развитии и будущем России, куда они намерены инвестировать свой труд и капиталы: "Проведение такого рода мероприятия говорит о том, что социальное партнерство в России - это не пустой звук, а реально осознанная программа, которая осознана не только властными структурами, но и предпринимателями. Я думаю, что это один из возможных ответов на вопрос о том, как должны взаимодействовать бизнес и власть".

Владимир Потанин стал одним из первых и пока немногих российских бизнесменов, организовавших свой личный фонд для поддержки и развития гуманитарных программ. Он инвестирует деньги в образование, а, по сути - в будущее России и считает эти инвестиции очень перспективными, так как убежден, что через несколько лет они принесут хорошие дивиденды в виде высокообразованных, профессиональных кадров. Сегодня персональные стипендии (40 долларов в месяц) от Благотворительного Фонда Владимира Потанина получают более 500 студентов-отличников из 150 государственных вузов России. А сравнительно недавно началась новая программа трудоустройства стипендиатов В.Потанина на предприятиях группы "Интеррос". Студентам предоставляется возможность пройти практику в компаниях "Интерроса", а по окончания вуза стать постоянными сотрудниками холдинга.

Об этой программе, как о примере активного участия бизнеса в социальных программах, рассказывал на своей пресс-конференции в рамках ярмарки полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко: "Потанин - единственный известный мне человек в России, тратящий на выплату стипендий студентам миллион долларов в год своих личных денег, с которых он заплатил налоги. Я хочу, чтобы таких людей было много. Я хочу, чтобы на следующей ярмарке здесь был уже десяток людей, которые могли бы сказать, что они тратят свои личные деньги на социальные и общественные проекты". Стипендиальная программа Владимира Потанина - одна из самых крупных программ российского бизнеса по поддержке образования, но, к счастью, уже не единственная. Аналогичные программы начали реализовывать акционерное общество "ЮКОС", Благотворительный фонд "ЛУКойл" и некоторые другие крупные промышленные компании. Возможно, что все они помогут и решению задачи подготовки молодых управленческих кадров, причем, не только для промышленности, экономики и бизнеса, но и для социальной сферы, где, по мнению Сергея Кириенко, "сегодня необходимо вводить антикризисное управление". И не случайно, что в рамках еще одной большой проектной линии ярмарки - "Приволжский федеральный округ в действии" - было представлено так много образовательных проектов. В рамках этого направления состоялась серия презентаций, продемонстрировавших новые методы и технологии государственного управления, которые уже активно и успешно функционируют в ПФО. В частности, была представлена программа подготовки государственных служащих и программа "Золотой кадровый резерв". Еще одной важной и интересной проектной линией ярмарки стала Биржа инновационных идей "Перекресток", возникшая как продолжение конкурса "Социальное партнерство". Помимо идей и социальных инициатив, сформировавшихся в конкретные социально значимые проекты, предназначенные для широкого тиражирования, на ярмарке были представлены и "штучные" идеи, не претендующие на сетевое распространение, а также инициативы, требующие доработки, развития и. самое главное - профессионального менеджмента. Цель проектной линии - организовать "встречу на перекрестке", пересечение уникальных и перспективных идей с технологиями и конкретными людьми способными эти идеи "довести до ума" и реализовать. Самая "живая", красочная и веселая линия ярмарки - "Культурная столица года" представила программы, направленные на активизацию творческой инициативы и потенциала городов, поддержку местных художественных, театральных, литературных и других проектов в области культуры, дающий городам шанс бороться за право называться "культурной столицей года".

В рамках ярмарки состоялось еще множество интереснейших мероприятий, встреч, презентаций, концертов. Однако среди важных и значимых событий было одно, которое, собственно, стало логическим стартом всей ярмарки: научно-практическая конференция "Решение социальных проблем в местном сообществе. Российский и международный опыт". В ее работе приняли участие теоретики и практики социальной сферы, как из России, так и из других стран.

Основной задачей конференции стало обобщение теоретических наработок, принципов и подходов к развитию социальной сферы, накопившихся за долгие годы истории демократии в западных странах и бурно развивающихся в последнее десятилетие в России. Открывая конференцию, М.И.Либоракина (Фонд "Институт экономики города") отметила, что благотворительность и партнерство в социальной сфере имеют свои традиции: "истоки социального партнерства можно проследить с конца XIX - начала XX века, когда при поддержке земств (а и отдельных случаях и государственной власти) возник первый опыт решения общественно значимых проблем. Видный русский философ прошлого века Федор Степун назвал этот опыт "творческим союзом разного толка интеллигентских направлений с широким размахом молодого, меценатствующего капитала"

А логическим итогом ярмарки стал круглый стол, за которым собрались представители власти, бизнеса, общественности и международных благотворительных фондов для того, чтобы обменяться мнениями, высказать сомнения и пожелания и попробовать определить дальнейшие шаги для налаживания того самого партнерства, о котором так много и так по-разному говорилось на ярмарке. Вячеслав Бахмин - директор по координации межпрограммной деятельности Института "Открытое общество", комментируя итоги совещания, сказал, что "это мероприятие было уникальным хотя бы потому, что первый раз такая встреча организована по инициативе властей, которые обычно от проблем социального партнерства держались подальше, и вклад которых в этот процесс был, как правило, мало продуктивным. Здесь же, благодаря тому, что дискуссия была организована именно по инициативе властей, диалог и обмен мнениями был чрезвычайно открытым. Если механизм социального партнерства заработает в полную силу, то, безусловно ситуация изменится, потому что сейчас наблюдается явный дисбаланс активности неправительственных организаций, которые ищут спонсорства у бизнеса и редко получают ответ. Они чаще всего не получают отклика и от федерального, и от местного руководства, и фактически получается так, что только зарубежные доноры реально финансируют большие проекты, потому что ясно, что без привлеченных средств большие проекты не сделать. Если заработает это механизм треугольника, то, во-первых, будет со-финансирование, а, следовательно, мы выйдем на иной качественный уровень проектов, потому что тогда будут сбалансированы интересы всех трех сторон в их реализации. Проекты станут "более выпуклыми" и более нужными и региону, и стране".

Ярмарка - как трехдневное насыщенное, яркое мероприятие - закончилась. Но она продолжается в реализации проектов, в осмыслении результатов, в подготовке следующего форума - ярмарки 2001 года, столицей которой станет Саратов. И уже сегодня ясно, что в Саратове диалог о социальном партнерстве, начатый в Перми, обязательно будет продолжен. Ведь радужные и оптимистичные впечатления от пермского смотра-аукциона во многом объясняются еще и тем, что он был задуман как праздник, шоу, как демонстрация самых лучших идей, достижений и наработок. А реальная повседневная жизнь далека от этого праздника, и здесь еще слишком много объективных и субъективных проблем, мешающих налаживанию социального партнерства: это и несовершенство законодательства, и непонимание, или разное видение возможными участниками партнерства своей роли и функции в нем и, конечно же, проблема недоверия друг другу.

Многие государственные чиновники опасаются, что общественные организации просто разворуют бюджетные деньги; общественники, в свою очередь, боятся чрезмерного, неоправданного контроля за их деятельностью, попыток "командования" со стороны властей, и, следовательно, бюрократизации прогрессивных методик и технологий; а российский бизнес в своем подавляющем большинстве пока играет роль стороннего, хотя и заинтересованного наблюдателя в этом процессе. И здесь уже вопрос внедрения инноваций переходит из технологической в гуманитарную задачу, в задачу изменения сознания людей, осознания ими всего комплекса социальных проблем и выбора по-настоящему эффективных путей для их решения. Но главное, что все потенциальные участники партнерства готовы продолжать диалог и идти навстречу друг другу. Возможно, что на следующей, ярмарке "Саратов-2001" будет сделано еще несколько решительных шагов.

Надежда Брейман, эксперт Фонда "Институт экономики города"

Год начала: 
2000
Год окончания: 
2000
Регион: 
Пермь

Закрыть