Проект был реализован Фондом "Институт экономики города" в 2001 году. В результате реализации проекта была издана одноименная брошюра, написанная руководителем проекта Натальей Георгиевной Типенко.
Издание посвящено вопросам институциональных изменений в системе образования. В брошюре рассмотрены основные направления реформирования экономических механизмов в образовании с конца 80-х годов. На примере некоторых муниципальных систем образования рассмотрен опыт практической реализации принципов финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и персонифицированного (нормативного) финансирования. Автором предложена схема раздельного определения норматива выполнения государственного стандарта в образовании, "федерального мандата" и норматива содержания зданий учреждений образования, находящихся в муниципальной собственности. Издание предназначено для сотрудников органов местного самоуправления и специалистов в области экономики образования.
Из отчета:
К концу 80-х годов стало очевидно, что образование как отрасль переживает кризис и государственная политика нуждается в корректировке. Кризис выразился в острой нехватке финансовых средств на развитие образовательных учреждений, низкой эффективности системы. Изменения в образовании были начаты с попытки уменьшить жесткую централизацию в управлении и финансировании. В первую очередь это касалось вузов. В марте 1987 г. был принят пакет документов, расширяющих права вузов в формировании и использовании финансовых средств. Расширены возможности вузов по формированию и использованию фондов материального поощрения. Было разрешено использовать экономию по фонду заработной платы на премирование сотрудников (до этого экономия в конце года изымалась в бюджет). Руководителям высших учебными заведений разрешалось определять размер оплаты в пределах установленной численности и фонда заработной платы.
В дальнейшем изменения коснулись и общего образования. В конце 1989 г. Государственная комиссия Совета Министров СССР по экономической реформе одобрила основные положения хозяйственного механизма в народном образовании. Был намечен переход к финансированию учебных заведений по нормативам на одного учащегося. Учебным заведениям предоставлялось право оказывать дополнительные образовательные услуги за плату, привлекать пожертвования и самостоятельно распоряжаться собственными фондами. Соответствующим министерствам было поручено разработать нормативы бюджетного финансирования для различных типов и видов учебных заведений.
Вместе с тем, расширение хозяйственной самостоятельности учебных заведений не сопровождалось постановкой вопроса об экономической эффективности затрат на образование. Количество студентов определялось на основе расчета народнохозяйственной потребности в специалистах, расчет которой проводился Госпланом. Затраты на обучение одного учащегося в каждом типе учебного заведения определялись также на правительственном уровне. Зависимость уровня этих затрат от масштабов подготовки кадров и эффективности их использования в народном хозяйстве не учитывалась.
Библиотека Фонда "Институт экономики города": Институциональные изменения в образовании (муниципальный аспект).