Вы здесь

Исследование "Факторы формирования социальной ответственности бизнеса" 

Исследование «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса на местном уровне» проведено Фондом «Институт экономики города» в сотрудничестве с администрацией Пермской области, администрацией г. Челябинска, Челябинским центром общественных объединений и Ресурсным центром «Живущая Арктика» г. Магадана при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках проекта «Социально-экономическое развитие и управление на местном уровне: новое качество роста».

Цели исследования:

  • анализ основных направлений социальных и благотворительных программ бизнеса на местном уровне
  • выявление факторов, влияющих на развитие таких программ, и проблем, препятствующих развитию социальной ответственности бизнеса

Исследование проведено в трех областных центрах – крупных промышленных городах, играющих роль образовательного и научного лидера  в своих регионах – Перми, Челябинске и Магадане. Использованы качественные методы исследования: серии интервью с предпринимателями, представителями региональных властей, органов местного самоуправления, городского сообщества и средств массовой информации.

С целью сбора данных для исследования специалистом Фонда «Институт экономики города» в были проведены 48 глубинных интервью, в том числе 12  интервью с представителями органов местного самоуправления и региональной власти, 19 интервью с представителями местного бизнеса, 7 интервью с представителями некоммерческого сектора и 7  – с представителями местных средств массовой информации.

В целом результаты анализа по трем городам показали следующее:

  • Большинство предпринимателей проявляют готовность к участию в социально ориентированной деятельности, мотивируя ее в основном потребностями улучшения имиджа компании, моральными обязательствами, а также необходимостью налаживания отношений с властью
  • Четкого понимания того, в чем заключается социальная ответственность и каковы механизмы ее формирования, у большинства компаний еще не сложилось. Хотя все больше компаний начинает осуществлять собственные социальные и благотворительные инициативы или участвовать в подобных инициативах других организаций, участие бизнеса в решении местных проблем социальной сферы в основном носит несистемный характер и весьма ограничено по срокам и объему
  • Отношения бизнеса и власти по поводу участия в решении проблем социальной сферы достаточно сложны, а социальная ответственность нередко подменяется административной. В ряде случаев благотворительность принимает вынужденный характер, становится, по выражению одного из предпринимателей, «торгом – нефтяная скважина в обмен на больницу, ларек в обмен на шприцы».  За отдельными исключениями представители власти считают, что решения о выборе направлений социальных программ лучше было бы принимать на уровне органов местного самоуправления и региональных властей, так как предприниматели менее системно понимают нужды населения и социальные проблемы территории в целом
  • Осознавая и принимая необходимость работать с властью как условие деловой активности, бизнес готов принимать на себя и определенные социальные обязательства, но хотел бы при этом перейти к сотрудничеству, базирующемуся не на разовых личных договоренностях, а на четко структурированной и прозрачной системе стимулов и поощрений
  • Несмотря на то, что многие компании признают важность соблюдения собственных интересов при реализации благотворительной деятельности, лишь наиболее крупные из них на практике пытаются заниматься стратегическим планированием благотворительности, стремясь увязать благотворительные программы с долгосрочными планами развития компании. Это обусловлено, в первую очередь, отсутствием знаний и практического опыта в использовании механизмов стратегической корпоративной благотворительности, в том числе механизмов обеспечения адресности предоставляемой помощи и оценки эффективности ее использования.  Благотворительность же большей части компаний на практике либо слабо связана с  достижением бизнес задач, либо ориентирована на обеспечение краткосрочных, сиюминутных интересов
  • Слабо налажены механизмы партнерской реализации социальных и благотворительных программ бизнеса. За редким исключением идея объединения ресурсов разных секторов для развития местных сообществ пока не получила практического воплощения. Каждая организация работает в своем узком сегменте, ограничиваясь лишь разовыми, зачастую вынужденными контактами с другими организациями

На сегодняшний день планомерная поддержка социальных инвестиций бизнеса со стороны власти и органов местного самоуправления находится лишь на этапе формирования, что, по мнению представителей бизнеса, и является наиболее серьезным препятствием для реализации социально ответственной деятельности бизнеса. Существуют значительные трудности в формировании партнерства бизнеса, некоммерческих организаций и местной администрации – партнерства, призванного обеспечить социально-экономическое развитие территорий с учетом интересов всех участвующих сторон. Эти факторы сдерживают развитие социальных инвестиций бизнеса в местные сообщества.

Структурное направление: 
Год начала: 
2001
Год окончания: 
2003

Закрыть