Вы здесь

Объединение гражданского сообщества для реформирования законодательства об НКО

Фонд "Институт экономики города" совместно с Центром развития демократии и прав человека, Международным центром некоммерческого права, Charities Aid Foundation Россия и Агентством социальной информации реализовали проект "Объединение гражданского сообщества для реформирования законодательства об НКО"

Территория проведения: Москва, Южный, Приволжский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа. Проект осуществлялся с декабря 2003 г. по ноябрь 2006 г. при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию.

Основная цель проекта - поддержка институционального развития российского третьего сектора и усиление его возможностей через разработку законодательных предложений (концепций законопроектов и/или нормативных актов (изменений в нормативно-правовые акты), регулирующих деятельность НКО в части, не урегулированной действующим законодательством, в том числе, связанных с улучшением налогового режима для НКО и повышением экономической роли НКО) и их эффективного лоббирования.

В развитых странах некоммерческие организации играют значительную роль в экономике. При их налогообложении действует особый механизм, учитывающий неприбыльный характер и социальную значимость НКО. В России налоговая реформа последних лет улучшила положение многих граждан и организаций, однако в отношении некоммерческого сектора она свою задачу не выполнила. Сегодня в любом из вариантов финансирования некоммерческих организаций и при любых источниках формирования их имущества возникают проблемы, связанные с налогообложением. Эти проблемы касаются не только самих НКО, но также их партнеров, благополучателей и граждан либо организаций, оказывающих поддержку НКО. Такая ситуация приводит к существенным потерям не только для некоммерческого сектора, но и для экономики страны в целом, тяжело сказывается на состоянии социальной сферы.

На настоящий момент можно назвать целый ряд проблем в регулировании деятельности НКО. Так, не могут быть предоставлены налоговые льготы организациям общественной пользы, поскольку в гражданском законодательстве отсутствует понятие и признаки таких организаций, не определены виды деятельности, признаваемые общественно полезными. В законодательстве об НКО не установлена ответственность за уклонение от участия в управлении НКО или за недобросовестное поведение членов органов управления, что часто превращает такие органы в номинальные структуры и препятствует эффективной работе НКО. Особо остро на сегодняшний день стоит проблема формирования endowment НКО и, в первую очередь, фондов. Что касается фондов, то за последние годы многообразие их видов (благотворительные, грантодающие, частные, корпоративные, фонды местных сообществ, общественные и др.) и в тоже время практически полное отсутствие законодательного регулирования их деятельности, делает очевидной необходимость принятие специального закона о фондах.

Другой существенной проблемой  является сложная процедура оформления безвозмездной помощи (содействия) НКО от зарубежных доноров, также до сих пор остаются не определенными порядок и условия формирования Правительством Российской Федерации списков иностранных доноров, гранты которых не облагаются налогом на прибыль и налогом на доходы физических лиц. Не менее важной является проблема узкого и в то же время нечетко определенного круга НКО – получателей пожертвования. Не решенной остается проблема отсутствия в законодательстве четких требований к содержанию, форме отчетности НКО и порядку ее опубликования, что существенно снижает уровень прозрачности деятельности НКО. Существенно осложняет применение на практике законодательства об НКО отсутствие единой терминологии и нередко встречающиеся противоречия, как между различными нормативными актами, так и внутри одного и того же акта, что может быть устранено только приведением в соответствие между собой Гражданского кодекса РФ, федеральных законов об НКО, общественных объединениях, о благотворительной деятельности и благотворительных организациях и других законов, регулирующих деятельность НКО.

В этих условиях очевидна необходимость объединения гражданского сообщества для реформирования законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций в России. Следует изменить отношение к некоммерческим организациям, создав для добросовестных налогоплательщиков простую, понятную, логичную, экономически и социально обоснованную систему налогообложения и механизмы прозрачности и отчетности перед донорами, обществом и государством.

В рамках Проекта были разработаны законодательные предложения по всему спектру вопросов, связанных с законодательным регулированием НКО. Кроме того, было уделено внимание связи проводимой Правительством бюджетной реформы и положения НКО в законодательном пространстве. Были даны предложения по организации статистического учета деятельности НКО, который позволит адекватно оценить вклад сектора в экономику страны (было проведено 2 макроэкономических исследования роли НКО в экономики страны).

Организаторы работали в сотрудничестве и при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ, Минфина, Минюста, деловых кругов, аналитических центров, а также широкой  общественности и средств массовой информации.

Консультативный совет Проекта

  Положение о Консультативном совете.doc (Документ Word, 51 Кб)
  Состав Консультативного совета и участники проекта.doc (Документ Word, 31 Кб)

Предпроектные исследования

Реформы в социальной сфере и налогообложение некоммерческого сектора[1].pdf (Документ Acrobat PDF, 385 Кб)
 Проблема налогового режима для благотворительности и негосударственных некоммерческих организаций и перспективы его изменения (Документ Word, 642 Кб)

Компонент 1: Подготовка проектов законов и иных нормативных актов, регулирующих деятельность и налогообложение НКО в России

В процессе работы над налоговыми поправками и обсуждения концепций  налоговых изменений представители НКО, бизнеса и государственной власти практически единодушно выразили мнение, что существующие пробелы, в первую очередь, в гражданском законодательстве об НКО, принятом еще в середине 90-х гг., в настоящий момент не позволяют развиваться некоммерческому сектору. Так, закрепленные в законодательстве требования к управлению НКО и прозрачности их деятельности  на практике работают слабо. Это, в свою очередь, вызывает исключительно негативное отношение властей к любым предложениям о предоставлении НКО льгот, особенно налоговых преференций, поскольку при отсутствии прозрачности велик риск злоупотреблений.

Отсутствие четкого нормативного регулирования механизмов участия НКО в принятии властью затрагивающих их интересы решений также существенно осложняет донесение до государственных и муниципальных органов информации о насущных проблемах общества и предложениях НКО о совместном решении ряда социальных вопросов, при этом возникающие переговорные площадки оказываются малоэффективными. Поэтому в рамках проекта будет уделяться внимание существующему российскому и иностранному законодательству (нормативной базе), определяющему механизмы участия НКО в принятии властью затрагивающих их интересы  решений,  и сложившейся практики его применения.

Негативное отношение власти и бизнеса к НКО также вызвано непониманием места НКО-сектора в российской экономике. Одним из наиболее значимых аргументов для изменения налогообложения НКО является оценка влияния налогового законодательства на вклад НКО в экономику страны. Проведенное в рамках проекта макроэкономическое исследование выявило проблему отсутствия адекватной методики (системы) ведения статистического учета деятельности НКО. Существующая система национальных счетов позволяет собрать такую информацию только по тем НКО, которые  занимаются непосредственной помощью домашним хозяйствам. Поэтому мы считаем целесообразным разработать предложения по совершенствованию системы статистического учета.                   

Ожидаемые результаты:

1. Подготовлены проекты:

  • законов, с полным пакетом сопутствующих документов, по совершенствованию и изменению гражданского законодательства, определяющего статус, порядок создания, деятельности, управления НКО, оказания НКО платных услуг и осуществления ими предпринимательской деятельности;
  • нормативных актов, в том числе законопроектов, регулирующих порядок предоставления  и получения НКО безвозмездных помощи и поступлений.

2.  Разработаны предложения по организации ведения статистического учета ведения статистического учета деятельности НКО.

  tax policy.doc (Документ Word, 85 Кб)
  advisory.ppt (Презентация PowerPoint, 97 Кб)
  НКО_междунар опыт.doc (Документ Word, 140 Кб)
  Демонополизация рынка соцуслуг_аналитическая записка.doc (Документ Word, 45 Кб)
  СА-3_стат.doc (Документ Word, 226 Кб)
  Проект закона о ЦК 28.07.06.doc (Документ Word, 229 Кб)

Компонент 2: Создание благоприятного отношения к нашим законодательным предложениям со стороны "стейкхолдеров" в органах исполнительной власти

Основные задачи компонента:

  • информирование органов власти о предложениях Консорциума;
  • анализ инициатив Правительства РФ, которые могут повлиять на реализацию целей проекта;
  • представление экспертных услуг по вопросам налогообложения НКО и  инициатив Правительства РФ, которые могут повлиять на реализацию целей проекта.

Механизмы реализации:

Для решения поставленных задач акцент будет сделан на активную работу с исполнительной властью на федеральном уровне, прежде всего, с Минэкономразвития России, Советом при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также Уполномоченным по правам человека РФ, Аналитическим управлением Администрации Президента РФ и Центром стратегических разработок. Полтора года развития проекта показали, что эти структуры более восприимчивы к идеям проекта, чем Минфин России. Они могут быть наиболее влиятельными сторонниками. Мы будем стремиться к тому, чтобы разработанные проектом предложения выдвигались как инициативы Минэкономразвития и Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также получили бы поддержку Уполномоченного по правам человека РФ.

Ожидаемые результаты:

  • Не менее 3 предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность НКО и налогообложение НКО, получат поддержку представителей  Минэкономразвития и других стейкхолдеров.
  • Будет проведено не менее 2 круглых столов со стейкхолдерами в исполнительной власти по наиболее актуальным вопросам, выявленным в ходе дискуссий.
  • Уполномоченный по правам человека РФ и руководство его Аппарата будут проинформированы о планах и предложениях Консорциума по реформированию законодательства.
  • Будет проведено обсуждение путей поддержки Уполномоченным и его аппаратом предложений Консорциума среди "стейкхолдеров" в исполнительной и законодательной власти.
  • Председатель Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ и руководство ее (его) Аппарата будут активно вовлечены в обсуждение  предложений Консорциума по реформированию законодательства.
  • В результате обсуждений и встреч с Уполномоченным удастся заручиться поддержкой Уполномоченного и его аппарата в продвижении предложений Консорциума среди "стейкхолдеров" в исполнительной и законодательной власти, что создаст благоприятные условия для достижения целей проекта.
  • В результате обсуждений и встреч с Председателем Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ удастся заручиться поддержкой Председателя Совета и ее аппарата в продвижении предложений Консорциума среди "стейкхолдеров" в исполнительной власти и углубить, с ее помощью, взаимодействие с Администрацией Президента РФ, что создаст благоприятные условия для достижения целей проекта.

Компонент 3: Налаживание взаимодействия с Федеральным собранием и Общественной палатой

Ожидаемые результаты на ноябрь 2006 года:

  • Будет проведен анализ имеющихся документов проектов законов, предложений, инициативных проектов, не внесенных в ГД РФ,
  • Будут выявлены наиболее значимые идеи и нормы,
  • Будет предпринята попытка принять участие в работе комитетов и комиссий ГД РФ, а также организации общественных и парламентских слушаний по вопросам изменения законодательства об НКО.
  • Члены Общественной Палаты будут ознакомлены с предложениями Консорциума о реформировании законодательства о регулировании деятельности и налогообложения НКО;
  • Будут налажено взаимодействие по указанным вопросам с профильными постоянными рабочими группами Общественной Палаты;
  • Будет создано благоприятное отношение руководства и членов Общественной Палаты к инициативам Консорциума и необходимости реформирования законодательства о регулировании деятельности и налогообложения НКО как условия развития гражданского общества и решения социальных проблем.

Компонент 4: Мобилизация поддержки предложений Консорциума по реформированию законодательства со стороны широкого круга организаций некоммерческого сектора

Для успеха проекта чрезвычайно важным является получение поддержки по концептуальным и конкретным законодательным предложениям Консорциума со стороны широкого круга некоммерческих организаций страны, в том числе крупнейших сетевых организаций и региональных НКО. Опыт прошлых усилий по реформе налогообложения НКО свидетельствует о том, что ввиду различных экономических механизмов, обеспечивающих доходы организаций разного типа, возникал целый ряд конфликтов между частями сектора о целях реформы и подходах к экономике сектора и соответствующему законодательству. Вследствие этого возникала ситуация "параллельного лоббирования" разных подходов и продвижения интересов отдельных частей сектора, а не НКО-сектора в целом, что, естественно, вызывало негативную реакцию органов власти. Для преодоления этой проблемы необходима активная разъяснительная работа с региональными и сетевыми структурами о предложениях Консорциума, получение обратной связи и корректировка предложений Консорциума и информирование сектора об этом. В результате должна сформироваться консолидированная позиция большей части НКО сектора вокруг предложений Консорциума и мобилизована поддержка этих предложений от региональных и сетевых организаций различных типов.

Цель компонента: Мобилизация поддержки предложений Консорциума по реформированию законодательства о регулировании деятельности и налогообложению НКО как условию развития гражданского общества со стороны широкого круга НКО и консолидация позиций некоммерческого неправительственного сектора по этой проблеме.

Задачи:

  • информирование некоммерческих организаций в Москве и регионах об инициативах правительства, законодательной власти и бизнес-сообщества в сфере налогообложения и регулирования деятельности НКО и благотворительной деятельности, других экономических, политических, социальных и иных факторах, влияющих на перспективы продвижения инициатив Консорциума;
  • информирование некоммерческих организаций в Москве и регионах о деятельности Консорциума и новых законодательных инициативах, разработанных в рамках проекта, разъяснение пользы и важности этих предложений для всего сектора и развития гражданского общества;
  • организация обсуждения инициатив Консорциума в НКО-сообществе;
  • получение обратной связи относительно предложений Консорциума от различных некоммерческих организаций в Москве и регионах и обсуждение их внутри Консорциума;
  • выработка консолидированной позиции совместно с крупными сетевыми некоммерческими организациями и коалициями по стратегии продвижения предложений Консорциума.

Ожидаемые результаты:

ЦРДПЧ

Повышение информированности широкого круга НКО о ходе проектной активности, предложениях Консорциума по реформированию законодательства и вопросах законодательного регулирования деятельности НКО, об инициативах правительства, законодательной власти и бизнес-сообщества в сфере налогообложения и регулирования деятельности НКО и благотворительной деятельности, других экономических, политических, социальных и иных факторах, влияющих на перспективы продвижения инициатив Консорциума через распространение популярных материалов по электронной рассылке и на конференциях, семинарах и круглых столах, проходящих вне рамок проекта; общее количество проинформированных НКО – не менее 1500.

Вовлечение НКО в обсуждение разработанных законодательных предложений и дальнейшая  консолидация третьего сектора через проведение 7 круглых столов в регионах и Москве и переговоров с крупными сетевыми организациями; общее количество участников круглых столов – не менее 140:

  • Получение и обсуждение реакции и обратной связи от различных НКО на предложения Консорциума и их учет при доработке этих предложений.
  • Выработка консолидированной позиции по стратегии продвижения предложений Консорциума в результате обсуждений с ведущими сетевыми организациями и коалициями; количество сетевых организаций и коалиций, с которыми будут проведены переговоры -  не менее 30.

АСИ

  • Повышение информированности НКО о ходе проектной активности и вопросах законодательного регулирования деятельности НКО и вовлечение НКО в обсуждение разработанных законодательных предложений и дальнейшая  консолидация третьего сектора через обеспечение регулярной работы и обновления  сайта "Налогообложение НКО".
  • Повышение посещаемости сайта "Налогообложение НКО" до не менее чем 50 пользователей в день, что составит не менее 1500 посещений в месяц.
  • Организация обсуждения разработанных в рамках проекта законодательных предложений среди не менее чем 60-ти руководителей и юристов московских НКО в ходе 3-х очередных встреч "Налоги НКО".
  • Итоги проекта, а также разработанные в рамках проекта законодательные изменения будут представлены на итоговом public event. 

Мероприятия

1 марта Алла Толмасова, юрист Центра развития демократии и прав человека во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино прочитала публичную лекцию "Деятельность российских некоммерческих организаций в свете принятия изменений в законы "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях"".

29 июня -1 июля 2006 г. состоялся тренинг для юристов НКО "Новые требования к регистрации и отчетности некоммерческих организаций". По итогам тренинга для юристов в период с августа по ноябрь 2006 г. были подготовлены и проведены круглые столы в 14 регионах РФ для представителей местных НКО по теме, обсуждавшейся на тренинге - "Новые требования к регистрации и отчетности некоммерческих организаций".

Круглые столы в регионах на тему "Новые требования к регистрации и отчетности некоммерческих организаций"

Семинар проводился в г. Воронеж, в здании администрации г. о. г. Воронежа 26.09.06г. Семинар прошел по инициативе Воронежской городской общественной организации переселенцев "Духовное единство", при поддержке информационного центра городского Совета общественных организаций. Инициатива также получила поддержку администрации городского округа г. Воронежа (информационно-аналитический отдел администрации городского округа г. Воронежа). Перед началом семинара журналистами 41-го канала телевидения были проведены интервью с руководителями НКО и общественных объединений, специалистами городской администрации, регистрационных органов.  В мероприятии приняли участие 110 человек (из записавшихся предварительно130 чел) - руководители, юристы, бухгалтера и специалисты некоммерческих организаций и общественных объединений, представители административных органов, представители объединений предпринимателей.

Была проведена достаточно серьезная предварительная подготовка: информация о предстоящем семинаре была опубликована в нескольких периодических изданиях Воронежской области, прозвучала по воронежскому радио. Накануне всем приглашенным было предложено определить круг вопросов для специалистов и разработать предложения по дальнейшему  реформированию  законодательства об НКО. Для участников семинара были разработаны анкеты, подготовлены раздаточные материалы, дискеты с бланками отчетности и новых условий регистрации НКО (каждый участник получил пакет документов и дискеты).

В рамках семинара специалистами Главного управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, Представители налоговых органов, юристами Воронежского филиала Академии РАГС при Президенте РФ, представителями администрации городского округа и Воронежской городской Думы были освещены следующие темы:

  • общий обзор изменений в законодательстве, новый порядок государственной регистрации НКО;
  • отчетность НКО: новые формы и механизмы контроля;
  • организационно-правовые формы НКО и общественных объединений.

Юристы-эксперты некоммерческого сектора провели мастер-класс по заполнению форм регистрации и отчетности НКО, а также выступили с комментариями изменений законодательства

Начальник отдела ИМНС № 1 по Воронежской области Тимошенко Светлана Михайловна провела консультации "Налог на имущество и другие виды местных налогов"

В заключительной части семинара состоялся обмен мнениями руководителей и специалистов НКО и общественных объединений о реформировании законодательства об НКО.

Основной нитью всех высказываний было то, что очень трудно выживать общественным объединениям в отсутствии стабильного финансирования, слабого материального обеспечения. Усиление контроля за деятельностью НКО и ОО приведет к сворачиванию деятельности НКО. Поступили предложения о необходимости упрощения системы налогообложения, регистрации НКО.

Выводы:

Обсуждение важной проблемы повышения роли НКО в обществе за столом переговоров представителями общественности, законодательной и  исполнительной власти несомненно послужит позитивному развитию взаимодействия НКО с органами государственного и муниципального управления.

Екатеринбург

Круглый стол проводился в г. Екатеринбурге, в конференц-зале Дома печати 10.10.2006 г. с 10-00 до 13-00. Круглый стол проводился в партнерстве с НП "Институт развития прессы - Урал", которое обеспечило информационную и пиарподдержку мероприятию.В круглом столе принятии участие 35 человек – представители НКО, общественных объедений г. Екатеринбурга, Свердловской области и г. Челябинска, а также студенты ВУЗов города Екатеринбурга.

На круглом столе были рассмотрены следующие вопросы:

  • организационно-правовые формы ОО и НКО;
  • регистрация НКО и ОО в качестве юридического лица по новому законодательству;
  • регистрация изменений в учредительные документы НКО и ОО, а также изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы НКО и ОО;
  • возможность использования домашнего адреса в качестве адреса НКО и ОО;
  • требования к отчетности НКО и ОО, существовавшие "до" и введенные в действие законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ";
  • формы контроля НКО и ОО со стороны органов власти.

Все участники семинара получили экземпляры законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях" в новой редакции, формы отчетности, а также таблички по организационно-правовым формам ОО и НКО и памятки по подаче отчетности.

В заключении хочется отметить, что круглый стол прошел весьма удачно, до слушателей удалось донести информацию, которая необходима для деятельности НКО по новому законодательству, все вопросы, заданные участниками, получили свои ответы.

Иркутская обл.

Круглые столы, посвященные теме "Новые требования к регистрации и отчетности деятельности НКО", проводились в двух городах: Саянске (Иркутская область) и непосредственно в Иркутске. В Саянске круглый стол проводился 20 сентября 2006 г. в 16.00 в здании городской библиотеки. Круглый стол проводился при поддержке Саянского Кризисного Центра для женщин, который обеспечил колоссальную информационную поддержку. На круглом столе в Саянске принимали участие 20 человек: представители местных НКО.

В Иркутске круглый стол проводился 6 октября 2006г. в 16.00 в актовом зале Администрации г. Иркутска.  Количество человек, принимавших участие в круглом столе – 46: представители иркутских НКО. Круглый стол в Иркутске проводился при поддержке Комитета по связям с общественностью Администрации г. Иркутска. Сотрудники Комитета провели пиар-кампанию круглого стола, обеспечили всеми необходимыми ресурсами.

Ведущей круглых столов в Саянске и Иркутске была Сизых Надежда Валентиновна, юрист.

На круглых столах были рассмотрены следующие вопросы:

  • организационно-правовые формы НКО;
  • регистрация НКО в качестве юридического лица по новому законодательству;
  • регистрация изменений в учредительные документы НКО, а также изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы НКО и ОО;
  • возможность использования домашнего адреса в качестве адреса НКО;
  • сведения об учредителях НКО;
  • требования к отчетности НКО, введенные в действие законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ";
  • процедура проведения проверок Федеральной регистрационной службой, как к таким проверкам необходимо готовиться, а именно: привести все распорядительные документы в порядок, просмотреть устав на вопрос его соответствия законодательству.

Ведущая предоставила участникам семинара для обозрения формы отчетности НКО (в Иркутске это было также представлено в виде презентации на электронном табло).

Совместно с ведущей участники семинара попытались заполнить формы отчетности НКО о полученных средствах и проведенных программах. Ведущая семинара также акцентировала внимание слушателей на отчетности, требования к сдачи которой изменились. Оказалось, что многие представители НКО, которые должны сдавать такую отчетность, не знали об этом. Участники получили раздаточные материалы на дискетах с памяткой, которая позволит им не забыть, какую отчетность необходимо подготовить и в каком порядке. В Иркутске формы отчетности были размещены на сайте Администрации г. Иркутска.

В заключении хочется отметить, что круглые столы имели большой успех, представители НКО нуждались в полученной информации,  просили их консультировать по всем вопросам чаще, поступали предложения о создании на территории Иркутской области информационного центра для НКО. Представители НКО были благодарны за проведенные круглые столы. Кроме того, обсуждение проводилось очень бурно, участники выражали недовольство по поводу новшеств в законодательстве об НКО.

Нальчик

Круглый стол "Новые требования к отчетности и к регистрации НКО" проводился общественной организацией "Институт Проблем Молодежи" в г. Нальчик, в читальном зале Республиканской юношеской библиотеки им. Кязима Мечиева совместно с Управлением федеральной регистрационной службой по Кабардино-Балкарской Республике 15.09.2006 г. Экспертами на круглом столе выступили заместитель директора общественной организации "Институт Проблем Молодежи" по правовым вопросам Беслан Хагажеев и заведующий отделом регистрации УФРС по КБР Карина Геляхова. Вел круглый стол менеджер общественной организации "Институт Проблем Молодежи" Эльдар Кагермазов.

Участие в работе круглого стола приняли участие 31 представитель НКО Кабардино-Балкарской Республики. В том числе: представители КБ регионального отделения Российского фонда "Мира", татарского, еврейского, белорусского и эстонского культурно-национальных центров, молодежного отделения регионального отделения политической партии "Союз Правых Сил", общественных организаций "Адыгэ Хасэ", "Союз абхазских добровольцев", "Хэкурэ Хабзэрэ", "Ветеран войны Афганистана", "Союз офицеров", "Институт адыгской культуры", "Международная черкесская ассоциация", "Союз журналистов КБР", "Союз художников КБР", "Союз женщин КБР", "Планета плюс разум", "Общественная академия творчеств", "Джэ макъ", "Центр Миротворчество и Развития Общество", фонда "Инвалид войны Афганистана", "Общество Преодоление" и др., а также местной администрации г. Нальчик.

На круглом столе были освещены вопросы новых требований к регистрации и отчетности НКО. Особый интерес у участников круглого стола вызвал вопрос организационно-правовых форм, а также требований предъявляемых к учредителям НКО. Кроме того, одно из центральных мест заняло обсуждения документов локально-правового характера.

В рамках круглого стола под руководством экспертов был проведен тренинг по заполнению форм отчетности НКО. Также участникам круглого стола был роздан методических материал по заполнению форм отчетности НКО.

Между экспертами круглого стола и его участниками была достигнута договоренность о взаимодействии и консультации по вопросам новых требований к регистрации и отчетности НКО, а также о проведении консультационных встреч на регулярной основе.

Новосибирск

Круглый стол проводился в г. Новосибирске, в помещении методического кабинета мэрии г. Новосибирска 17 августа 2006 г. в партнерстве с Межрегиональной общественной независимой организацией "Правовое общество". В круглом столе принятии участие 22 человека – представители НКО, общественных объедений и представители территориального общественного самоуправления г. Новосибирска, а также представители отдела общественно- политических связей мэрии г. Новосибирска.

Были рассмотрены следующие вопросы:

  • организационно-правовые формы ОО и НКО;
  • регистрация НКО и ОО в качестве юридического лица по новому законодательству;
  • обсуждались проблемы, возникающие у НКО и ОО в рамках основной деятельности, ликвидация организации.
  • регистрация изменений в учредительные документы НКО и ОО, а также изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы НКО и ОО;
  • правовое положение инициативных групп и выбор формы юридического лица.
  • требования к отчетности НКО и ОО, существовавшие "до" и введенные в действие законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ";
  • актуальные вопросы некоммерческих организаций по месту жительства.

Все участники семинара получили экземпляры разработанных памяток НКО и ОО, формы отчетности в печатном и виде и на электронном носителе.

Проведение круглого стола можно считать успешным, так как слушатели получили  подробную информацию, которая необходима для деятельности НКО по новому законодательству, а участие большого количества правозащитных организаций в мероприятии будет содействовать распространению информации и правовому просвещению.

  Памятка для юриста НКО (Документ Word, 46 Кб)

Санкт-Петербург

22 сентября в Санкт-Петербурге в Гагаринском фонде (Загородный пр. д.5, офис 7) прошел семинар "Новые требования к отчетности и регистрации некоммерческих организаций". В семинаре приняли участие 25 человек - представители некоммерческих организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ведущая семинара - Казанкова Мария Александровна, кандидат юридических наук (Центр просветительных и исследовательских программ).

Программа семинара:

  • Отчетность некоммерческих организаций, включая общественные объединения перед Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по СПб и Л.О.(об израсходованных средствах и проведенных программах). Ведущая семинара подробно остановилась на процедуре проведения проверок Росрегистрацией, обратила внимание слушателей на то, как к таким проверкам необходимо подготовиться.
  • Новое в законодательстве о некоммерческих организациях, включая общественные объединения
  • Вопросы внесения изменений в учредительные документы некоммерческих организаций (включая общественные объединения):
  • приведение Уставов в соответствие с законодательством;
  • внесение изменений в реестр в связи: со сменой директора, изменения адреса местонахождения и пр.

Совместно с ведущей участники семинара попытались заполнить формы отчетности НКО о полученных средствах и проведенных программах, как показал семинар, это сделать некоммерческим и общественным объединениям довольно сложно, так как требует определенных затрат. Ведущая семинара также акцентировала внимание слушателей на отчетности, которая существовала и ранее, требования к сдаче которой не изменились. Оказались, что многие организации, которые должны сдавать такую отчетность, не знали об этом. Все участники семинара получили раздаточные материалы, как в печатном виде, так и на дисках.

  Презентация семинар 22 сентября.ppt (Презентация PowerPoint, 121 Кб)

Тольятти

Круглый стол проводился в г. о. Тольятти, в здании Администрации Автозаводского района (актовый зал) (б-р Ленина, 15) 19.09.2006г. с 10.00 до 13.00. Круглый стол проводился в партнерстве с АНО "Открытая Альтернатива" при поддержке Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Мэрией г. о. Тольятти, а также Фонда "Институт экономики города" (г. Москва).

В круглом столе приняли участие 102 человека (планировалось проведение круглого стола для 70 человек) - представители некоммерческих организаций города, в том числе товариществ собственников жилья, образовательных учреждений, а также представители территориальных органов местного самоуправления, департаментов мэрии г. о. Тольятти. Во время мероприятия велась аудиозапись.

В рамках круглого стола рассматривались следующие вопросы:

  • Особенности создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций в свете последних изменений законодательства.
  • Представление отчетности в Федеральную регистрационную службу.

После выступлений приглашенных экспертов, работа круглого стола строилась в режиме "вопрос – ответ". Участники задавали интересующие их вопросы, представители Федеральной регистрационной службы давали разъяснения.

Основные вопросы:

  1. Вопросы, касающиеся формирования органов управления некоммерческой организации.
  2. Товарищество собственников жилья зарегистрировали в налоговых органах, потом выясняется, что регистрировать нужно было в ФРС? Где должны регистрироваться, в налоговых органах или в ФРС?
  3. Вопрос, касающийся исключения прежних и введения новых учредителей.
  4. Вопрос необходимости внесения изменений при перемене места нахождения организации.
  5. Каковы санкции за нарушение тех или иных норм законодательства.
  6. Вопросы оформления изменений в Уставе.

и другие.

Все участники круглого стола получили памятки по регистрации некоммерческих организаций (в ходе мероприятия в данные памятки экспертами были внесены некоторые поправки) с указанием контактных телефонов организаций, куда можно обратиться за консультацией по вопросам деятельности НКО; дискеты, содержащие формы документов для регистрации, внесения изменений. Работа круглого стола освещалась местными СМИ - "Радио Тольятти", электронные СМИ, ВАЗ – ТВ – информационная программа "СПЕКТР" (тольяттинское телевидение). По итогам круглого стола между Федеральной регистрационной службой г. Самары и г.о.Тольятти заключена устная договоренность о сотрудничестве, а именно, содействие в консультировании НКО по вопросам их деятельности.

 

Орел

29 сентября 2006 года на базе юридического факультета Института бизнеса и права Орловского государственного технического университета (ЮФ ИБиП ОрелГТУ) была проведена региональная научно-практическая конференция "Правовые проблемы деятельности коммерческих и некоммерческих организаций как субъектов административных и гражданско-правовых отношений". Основные задачи конференции – ознакомить некоммерческий сектор Орловской области с новым законодательством, посвященным правовому регулированию государственной регистрации и отчетности некоммерческих организаций; обобщить накопленный опыт правового регулирования и правоприменения отношений по деятельности коммерческих и некоммерческих организаций (в их сравнении), на основании чего дать рекомендации по совершенствованию законодательства.

В работе конференции приняли участие представители полномочного представителя Президента РФ в Орловской области, руководители Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области, представители Общественной палаты Орловской области, ведущие учеными основных вузов региона (Орловский государственный технический университет, Орловская региональная академия государственной службы, Орловский государственный институт экономики и торговли) и специалисты в области коммерческого и некоммерческого права. Почетными гостями конференции стали представители некоммерческих организаций (всего 28 НКО).

Все доклады, озвученные на конференции, можно подразделить на 4 раздела:

  1. Основы правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций (общие вопросы статуса заявленных субъектов в административном и гражданском праве, отчетность некоммерческих организаций, статус НКО в международном праве);
  2. Правовое регулирование государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций;
  3. Юридическая ответственность коммерческих и некоммерческих организаций;
  4. Правовое регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих организаций в отдельных сферах (темы докладов в данной рубрике выбраны исходя из интересов приглашенных участников из НКО – здесь были рассмотрены особенности правового положения НКО в сфере природопользования, миграции, медицины, нотариата).

  Проблемы деятельности некоммерческих организаций в современной правовой системе России (статья).doc (Документ Word, 75 Кб) 

Пенза

Круглый стол был проведен в г. Пензе, в каб. 319 Правительства Пензенской области 28.07.06г. с 10-00 до 13-00. Информационную и организационную поддержку мероприятию оказали Правительство Пензенской области, Общественная палата при Правительстве Пензенской области. Анонс был размещен в сети Интернет, через АСИ и другие информационные порталы.

В заседании приняли участие 50 человек, в том числе главный специалист отдела по связям с общественностью Правительства Пензенской области Т. А,Стручкова, зам. начальника отдела по связям с общественностью Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области Елистратова А. С., ведущий специалист УФРС по Пензенской области Водянова Е. Н., председатель Общественной палаты при Правительстве Пензенской области С. Ф. Пинишина и лидеры ведущих НКО региона.

На круглом столе были рассмотрены вопросы организационно-правовых форм НКО согласно действующему российскому законодательству; вопросы регистрации вновь создаваемых НКО, перерегистрации НКО, регистрации изменений в учредительные документы; новые формы отчетности НКО; порядок осуществления контроля за деятельностью НКО со стороны управомоченных органов власти.

Каждый участник круглого стола получил в распечатанном, а также в электронном виде (дискета): текст изменений в законодательство о НКО (18-ФЗ); комментарий к ним; формы отчетности.

Участники семинара получили информацию о возможностях обращения за консультациями в нашу юридическую сеть. Наиболее "острым" для лидеров НКО стал вопрос об использовании домашнего адреса в целях регистрации НКО. Также их заинтересовал порядок проведения проверок, вопрос об учредителях.

По итогам заседания круглого стола было принято Обращение к Губернатору Пензенской области о необходимости принятия закона о грантах для НКО. Также было принято решение обсудить на заседании региональной Общественной палаты вопрос о нововведениях в федеральное законодательство с тем, чтобы предложить свои замечания субъектам права законодательной инициативы.

В целом участники остались довольны круглым столом. При этом для многих лидеров НКО озвученные новеллы стали новостью. Однако судя по настроениям, лидеры НКО смотрят реально на эти нововведения и полагают, что данное законодательство будет применяться избирательно к "непослушным" НКО.

  Новые требования к отчетности НКО.ppt (Презентация PowerPoint, 85 Кб)

Нижний Новгород

Круглый стол состоялся 4 июля 2006 года в г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 2, зал приема официальных делегаций. Организаторы: НАННО "Служение" при поддержке Комитета общественных связей Правительства Нижегородской области. В круглом столе приняли участие 37 человек - члены Клуба лидеров некомерческих организаций Нижегородской области, представители общественных организаций Нижнего Новгорода и Нижегородской области, сотрудники Комитета общественных связей Правительства Нижегородской области, Главного управления Федеральной регистрационной службы (ГУ ФРС) по Нижегородской области. Информационное сопровождение: Агентство социальной информации в Нижнем Новгороде, газета "Курс", ННТВ, ТК "Волга".

Темы для обсуждения:

  • Новые требования к отчетности НКО в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", вступившего в силу 18 апреля 2006 года.
  • Постановление правительства НО "О финансовой поддержке общественных объединений и религиозных организаций в 2006 году".
  • Новые правила аренды помещений нежилого фонда, находящегося в государственной собственности.
  • Итоги "Нижегородского благотворительного сезона 2005 года".

 В рамках первой темы были обсуждены:

  • правила регистрации НКО и ОО в качестве юридического лица по новому законодательству;
  • регистрация изменений в учредительные документы НКО и ОО, а также изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы НКО и ОО;
  • требования к отчетности НКО и ОО, существовавшие "до" и введенные в действие законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ";
  • формы контроля НКО и ОО со стороны органов власти;
  • дополнительные обязательства по содержательной отчетности;
  • сроки сдачи отчетности за 2006 год;
  • возможности консультирования при подготовке отчетности;
  • организация специальных обучающих семинаров по подготовке отчетности в соответствии с новыми требованиями.

Всем участникам круглого стола предоставлена информация о возможности получить интересующие материалы по заявленной теме (тексты Законов РФ "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях" в новой редакции, формы отчетности, контактная информация ГУ ФРС по Нижегородской области и т.д.) в Центре поддержки НКО (Ассоциация "Служение", www.sluzhenye.sandy.ru)

Саранск

Круглый стол проводился в Республике Мордовия, г. Саранск, на базе юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева 5 октября 2006г. с 10.00 до 13.00. В круглом столе приняли участие 28 человек – представители Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, некоммерческие организации, студенты-клиницисты юридической клиники МГУ им. Н. П. Огарева. С вступительным словом к участникам круглого стола выступила директор юридической клиники МГУ им. Н. П. Огарева, доктор юридических наук, профессор Т. В. Худойкина. Круглый стол состоял из двух частей – теоретической и практической.

Теоретическая часть включала рассмотрение следующих вопросов:

  • образование и регистрация НКО;
  • новые требования к регистрации и отчетности НКО;
  • гражданско-правового регулирование деятельности НКО;
  • Сравнительный анализ норм законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций.

Практическая часть:

  • Анализ и активного обсуждение изменений, внесенных в закон "О некоммерческих организациях". Организаторам круглого стола были заданы вопросы практического характера о порядке регистрации и отчетности НКО.
  • Участники круглого стола, представители НКО высказывали свою позицию, свои точки зрения по поводу изменения законодательства и определения новых требований к регистрации и отчетности НКО.

Во время круглого стола, участникам была предоставлена дополнительная литература в виде памяток, распечаток закона "О некоммерческих организациях", дискет с перечнем новых образцов заполнения отчетности о деятельности НКО, разъяснительных инструкций по вопросам правильного заполнения форм отчетности о деятельности НКО. С некоторыми участниками круглого стола была проведена наглядная работа на компьютерах по выше указанным вопросам.

Результаты:

Участники круглого стола "Новые требования к регистрации и отчетности НКО" получили необходимую и полезную для них информацию по вопросам, связанным применением новых требований к регистрации и отчетности НКО внесенных в законодательство о НКО. Участники круглого стола смогли получить практические навыки оформления документов, а также получили практические образцы заполнения документов.

Планируется дальнейшее обсуждение и разъяснение темы семинара с НКО, не посетившими круглый стол по различным причинам, а также дополнительная теоретическая работа со студентами-клиницистами – членами общественных организаций с тем, чтобы они смогли консультировать другие НКО относительно новых требований к регистрации и отчетности НКО в ходе работы в общественной организации.

Петропавловск-Камчатский

Круглый стол проводился в г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 12 каб.8 27.10.2006г. с 15-00 до 18-30. В круглом столе принятии участие 10 человек – представители НКО, общественных объедений г. Петропавловск-Камчатский.

На круглом столе были рассмотрены следующие вопросы:

  • Деятельность некоммерческих организаций в свете последних изменений законодательства. (Е. В. Коновалова).
  • Перечень и анализ документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, внесения изменений в учредительные документы.
  • Порядок представления информации и отчетов в Управление Федеральной регистрационной службы по Камчатской области и КАО, анализ иных механизмов контроля деятельности некоммерческих организаций. (Е.В. Коновалова).
  • Практические вопросы заполнения форм регистрации и отчетности" (Е. В. Коновалова).

На круглом столе участники задавали вопросы, обменивались мнениями. Все участники семинара получили электронную подборку нормативно-правовой базы по деятельности НКО, по отчетности, в том числе по бухгалтерской, памятки по созданию НКО, срокам подачи отчетности, координаты ФРС по КО и КАО.

Результаты, выводы:

  1. проведение круглого стола – актуально, надо проводить более массово;
  2. принято решения обмениваться текущей и перспективной информацией относительно отчетности НКО.

Саратов

17 октября в Саратове в ФОК "Звездный" в рамках двухдневного семинара по модернизации социальных услуг прошел круглый стол "Новые правила отчетности для некоммерческих организаций". В круглом столе приняли участие 23 некоммерческие организации Саратова и Саратовской области, работающие в сфере образования и социальной поддержки населения. На круглом столе развернулась дискуссия по вопросу ужесточения российского некоммерческого законодательства и отсутствия практической возможности влияния некоммерческих организаций на формирование правового поля.

Результатом дискуссии был вывод: на законодательство можно влиять, только объединяя все силы некоммерческого сектора, в одиночку что-либо сделать трудно. После этого возникла еще одна дискуссия, скорее этического плана, чем правового. Как привлечь молодежь к работе в некоммерческом секторе? Особенно молодых юристов? Почему поработав 2-3 года в некоммерческой организации, молодые люди уходят на другую работу?

Было высказано пожелание, что такой круглый стол надо провести до конца года хотя бы еще один раз, так как чем ближе заполнение новых форм отчетности, тем больше возникает вопросов.

Чебоксары и Йошкар-Ола

Круглые столы "Новые требования к регистрации и отчетности НКО" проводились  в г.Чебоксары в малом актовом зале Дома печати 28 июля. 23 августа 2006 г. совместно с Фондом "Правосудие", а также 17 августа 2006 г. В г. Йошкар-Ола Республики Марий-Эл. Информационную поддержку данного мероприятия обеспечила газета "МИР: мнения, информация, размышления". В круглом столе приняли участие всего 36 человек: представители НКО, студенты юридических факультетов Вузов г. Чебоксары , г. Йошкар-Ола, представители СМИ.

Рассмотрены следующие вопросы:

  • правовые основы деятельности НКО;
  • изменения порядка регистрации НКО по новому законодательству;
  • ознакомление с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г.
  •  № 212;
  • практические примеры заполнения отчетности;
  • ознакомление с порядком проведения проверок и других мер контроля со стороны ФРС и других органов;
  • виды ответственности НКО за нарушение законодательства.

Участники семинара были обеспечены текстами НПА, касающиеся деятельности и отчетности НКО,  как на бумажных так и на электронных носителях. Приведение конкретных примеров по заполнению форм отчетности вызвали у участников неподдельный интерес и стимулировали участников семинара на активную работу в проведении данного мероприятия. Разработанные материалы, предоставленные организаторами проекта, стали настольной книгой для представителей НКО Чувашской Республики и Марий-Эл для представления в будущем  отчетности в соответствии с новыми требованиями. В ходе проведения круглого стола был сделан вывод, что контроль за отчетностью НКО по получению средств иностранных грантодателей ужесточился. Требования к формам отчетности также были ужесточены. Участникам круглых столов были предложены правовые пути решения наиболее часто встречающихся проблем с Росрегистрацией.

Компонент 5: Продвижение позитивного представления об институтах гражданского общества и некоммерческих организациях в обществе и его ключевых группах

Предполагается усиление данного компонента, что вызвано последними тенденциями в определенных политических кругах к дискредитации деятельности НКО в глазах общественности. Создание положительного имиджа НКО будет способствовать принятию благоприятных для НКО законодательных поправок, как в рамках проекта, так и после его завершения. В связи с тем, что новая концепция проекта предполагает разработку комплексных законодательных предложений, продвижение которых может быть продолжено после завершения проекта, проектная деятельность по улучшению имиджа НКО становится особенно важной, поскольку результаты ее осуществления в рамках проекта будут иметь долгосрочный эффект.

В контексте усиления данного компонента проекта, помимо уже запущенных механизмов работы (серия радиопередач, освещение проектной активности на сайте АСИ, журнал "НКО обозрение" http://www.nalognko.ru/ для представителей власти), предлагается направить дополнительные усилия на освещение деятельности НКО средствами массовой информации. В рамках данного направления основной задачей будет являться создание благоприятных условий и дополнительная мотивация журналистов к публикации объективных материалов о деятельности третьего сектора. Также мы будем стремиться позиционировать НКО сообщество не просто как отдельные организации и объединения, решающие важные социальные проблемы общества, но и как экспертное сообщество, имеющее и отстаивающее свои позиции по данным вопросам. В своей обычной практике журналисты сталкиваются с нехваткой справочной и аналитической информации по социальной проблематике, особенно в процессе подготовки приуроченных к определенным датам материалов (день защиты детей, международный женский день и т.д.). В рамках проекта предполагается установить процесс дополнительного регулярного информирования представителей СМИ о деятельности НКО и их роли в решении наиболее острых социальных проблем. С этой целью в течение года будет издаваться ежемесячный электронный бюллетень (рабочее название "Социальный календарь"), каждый выпуск которого будет приурочен к предстоящим в этом месяце социальным датам. Выпуск будет включать в себя описание социальных дат, общий обзор ситуации по поставленной проблеме, описание роли НКО в ее решении, справочную информацию по экспертам от НКО, специализирующихся в данной проблематике, и конкретным организациям.

Цель компонента: улучшение имиджа НКО и продвижение позитивного представления об институтах гражданского общества как среди населения в целом, так и среди представителей власти и других целевых групп проекта.

Задачи:

  • улучшение имиджа НКО и продвижение позитивного представления об институтах гражданского общества среди представителей исполнительной и законодательной власти через подготовку и распространение специального журнала "НКО обозрение";
  • повышение качества журнала "НКО обозрение" как одного из механизмов продвижения позитивного имиджа третьего сектора среди представителей власти и повышение соответствия содержания, художественного решения и способов распространения журнала запросам целевой аудитории; 
  • создание дополнительных благоприятных условий для публикации в СМИ материалов отражающих вклад некоммерческого сектора в решение острых социальных проблем через выпуск электронного ежемесячного бюллетеня, адресованного СМИ, и освещение деятельности НКО на сайте АСИ.
  • продвижение позитивного имиджа НКО среди широких кругов населения через выпуск тематических радиопрограмм, посвященных вкладу третьего сектора в социальное и экономическое развитие общества, а также создания дополнительных благоприятных условий для освещения роли НКО в СМИ.

Ожидаемые результаты на ноябрь 2006 года:

  • Повышения информированности СМИ о деятельности третьего сектора и его вклада в решение социальных проблем через подготовку и распространение 12-ти выпусков электронного бюллетеня, получателями которого будут являться 650 СМИ.
  • Растущее понимание роли третьего сектора обществом через информирование населения о деятельности НКО средствами массовой информации, в том числе выпуск 34-ти тематических радиопередач на Радио Россия и 6-х прямых радио эфиров на радио Маяк.
  • Улучшение имиджа НКО в глазах представителей власти через подготовку и распространение тиражом 999 экземпляров 5-ти номеров журнала "НКО обозрение".
  • Создание необходимого потенциала для дальнейшего издания журнала "НКО обозрение" после завершения проекта.

Деятельность:

  • Постоянное освещение работы по проекту и вопросов законодательного регулирования деятельности НКО на сайте Агентства социальной информации http://www.nalognko.ru.
  • В сотрудничестве с программой "Адреса милосердия" подготовлены и выходят в эфир радиопрограммы, посвященные вкладу третьего сектора в социальное и экономическое развитие общества на примере деятельности российских НКО с сфере защиты прав человека, охраны здоровья, социальной защиты и т.п.

График выхода радиопередач:

3-х минутные эфиры 2 раза в месяц на Радио Россия (вторник 21.00, суббота - 15.30). 

Прямой эфир на радио Маяк, 1 раз в 3 месяца (понедельник - 20.10)

  • Издано 4 (из запланированных 5-и) номеров журнала "Некоммерческое обозрение". Их можно найти в электронном виде на сайте http://www.nalognko.ru
  • Подготовлены и распространяются 6 номеров (из 12-ти запланированных) ежемесячного электронного бюллетеня для СМИ "Социальный календарь"

  soc-kalendar_1-6.zip (Архив в формате ZIP, 314 Кб)

Фото Freepik

Структурное направление: 
Год начала: 
2003
Год окончания: 
2006

Закрыть