Проект выполнен в партнерстве с Энергетическим агентством "Восток-Запад" и Urban Institute
Цель проекта - поэтапное прекращение прямого дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и усиление социальной защиты населения при оплате услуг ЖКХ с использованием персонифицированных социальных счетов граждан. Реализация этой цели предусматривала разработку Консультантом мер по совершенствованию программ социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, которые должны обеспечить повышение адресности предоставляемой социальной помощи, направление социальных бюджетных расходов наименее обеспеченным членам общества, передача бюджетных средств социальной поддержки от предприятий ЖКХ непосредственно гражданам - получателям помощи.
Важным условием при этом является создание на всех уровнях власти реальных нормативных и организационных условий для ликвидации дотационности жилищно-коммунального комплекса, повышения эффективности программ социальной поддержки населения в ЖКХ, прозрачности социальных расходов бюджета.
Основными задачами повышения эффективности программ социальной защиты населения в ЖКХ, решению которых Консультант посвятил работу в рамках настоящего задания, стали:
- усиление социальной направленности существующих и разрабатываемых программ;
- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы;
- решение проблемы определения достоверности предоставляемой гражданами информации о доходах;
- прогнозирование потребности в средствах на предоставление адресных субсидий и льгот по оплате услуг ЖКХ.
Содержание работы
- Комплексный анализ действующих адресных программ социальной защиты населения, исследование экономических, финансовых и организационных предпосылок и существующих тенденций интеграции предоставления адресной социальной помощи.
- Разработка системы индикаторов эффективности программ жилищных субсидий и предоставления льгот по оплате услуг ЖКХ на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
- Анализ федеральной, региональной и местной нормативно-правовой базы и методических документов, регулирующих вопросы социальной поддержки населения в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг с целью выявления положений, замедляющих переход на адресные принципы социальной защиты граждан при введении полной оплаты жилищно-коммунальных услуг, и подготовка предложений по их совершенствованию.
- Сравнительный анализ экспериментальных систем адресной поддержки населения с использованием персонифицированных социальных счетов, плюсы и минусы различных механизмов ведения социальных счетов, определение степени их универсальности для повсеместного внедрения и решения расширенного круга задач, включая оплату льгот по оплате услуг ЖКХ.
- Анализ изменения бюджетных расходов на цели социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003-2005 годах в условиях реализации новой экономической модели реформы ЖКХ, включая оценку структуры финансируемых расходов, объемы финансирования льгот и жилищно-коммунальных услуг, сопоставление прогнозных и фактических объемов финансирования по результатам обследования ряда муниципальных образований.
- Анализ и оценка возможностей перевода бюджетных финансовых потоков, обеспечивающих предоставляемые субсидии и льготы, на персонифицированные социальные счета граждан, существующего российского и зарубежного опыта использования персонифицированных счетов граждан для перечисления различных адресных видов социальной защиты населения.
- Обзор угроз и рисков при переходе и реализации новых экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве и адресной социальной защиты населения, система мер по их предотвращению (уменьшению).
- Разработка Концепции и типового плана мероприятий по усилению адресной социальной защиты населения в условиях реализации новой системы экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе.
- Организация круглого стола (итоговой конференции) с целью представления и обсуждения результатов контракта.