В 2002-2004 годах в рамках программы "Социально-экономическое развитие и управление на местном уровне: новое качество роста" при поддержке Агентства США по международному развитию была реализована серия демонстрационных проектов.
Мониторинг результативности реализации бюджетных услуг и программ
Управление по результатам - новый подход к повышению качества управления общественными финансами, определению оптимальных путей использования имеющихся ресурсов в интересах граждан. Как правило, деятельность органов власти оценивается по общему объему произведенных услуг и выполненных работ. В оценке очень редко учитываются качество работ и мнение населения. Предлагаемый способ организации управления основное внимание уделяет именно конечным результатам, а не объему выполненных работ, учитывает удовлетворенность населения полученными услугами.
Мониторинг результативности - регулярное измерение результатов и эффективности услуг или программ. Для контроля за деятельностью подразделений администрации разрабатывается система показателей. В число показателей включаются оценки качества работ, которые дают непосредственно жители города. Эти показатели регулярно измеряются и регистрируются. В результате мониторинга показателей результативности появляется возможность оценивать качество услуг и полезность различных программ.
Организация муниципального заказа с использованием интернет-технологий
Цель проекта - внедрение в практику работы муниципалитетов прогрессивных методов бюджетных закупок для общественных нужд, обеспечивающих конкурсность, эффективность, прозрачность и основанных на современных информатизационно-коммуникационных технологиях.
Задачи проекта:
-
Распространение методических материалов и предложений по совершенствованию процедур муниципальных закупок, в том числе с применением интернет-технологий.
-
Подготовка конкурсной документации для закупки программного продукта.
-
Проведение конкурсов для выбора разработчиков программного продукта.
-
Проведение торгов с использованием приобретенной электронной торговой площадки.
В первые три года реализации Кооперативного соглашения подготовлены обзорно-аналитические материалы и методические документы по внедрению Интернет-технологий в практику муниципальных закупок. В 2003 году при содействии ИЭГ в Великом Новгороде был проведен конкурс на закупку автоматизированной системы муниципальных закупок. В течение 2004-2005 гг. эксперты Фонда провели мониторинг работы автоматизированной системы закупок и оценку ее эффективности.
Публикации по проекту
Интернет-технологии в муниципальном заказе
Автор работы – эксперт направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города», к.ф.-м.н. И.В.Беляков.
В работе изучаются возможности проведения муниципальных закупок через Интернет. В отдельных главах рассмотрены следующие аспекты проблемы:
- муниципальный заказ: обзор законодательства и существующая практика;
- предпосылки информатизации муниципальных закупок;
- политико-экономическая поддержка;
- электронные торги в частном секторе;
- зарубежный опыт организации электронных закупок;
- необходимость стандартизации;
- предложения компаний-разработчиков;
- опыт информатизации бюджетных закупок в России и мнение практиков;
- участники процесса, их интересы и стратегии;оценка экономической эффективности внедрения системы электронных закупок.
Брошюру можно приобрести в Библиотеке Фонда «Институт экономики города».
Перспективное финансовое планирование деятельности муниципального образования
Цель проекта
Развитие методов среднесрочного финансового планирования и внедрение их в практику управления общественными финансами для повышения финансовой стабильности муниципальных образований и устойчивого финансирования программ муниципального развития
Задачи
Продемонстрировать возможности прогнозирования доходов и расходов бюджетов для среднесрочного финансового планирования в муниципальных образованиях.
Усовершенствовать методики разработки программы капитальных вложений на основе анализа затрат и результатов.
Создание условий для повышения прогнозируемости финансового состояния муниципальных образований.
Сроки реализации ноябрь 2001- сентябрь 2005
Города Саратов, Тула, Донской (Тульская область)
Краткое описание
В первые два года реализации проекта была разработана концепция перспективного финансового планирования и разработаны многолетние финансовые планы для Оренбурга, Саратова, Энгельса. Работа показала, что нестабильные финансовые условия и зависимость от региональных властей лишает муниципалитеты возможности и стимулов к среднесрочному финансовому планированию. Поэтому в 2003-2004 году Тульской области велась работа по интеграции перспективного финансового плана в систему межбюджетных отношений. В Тульской области был разработан и принят соответствующими администрациями перспективный финансовый план для Донского муниципального образования, г. Тулы, согласованный с финансовым планом для области в целом.
В 2003-2004гг. разработаны методические рекомендации по выполнению каждого этапа формирования долгосрочного финансового плана, проведена апробация и внедрение разработанных методических рекомендаций в нескольких муниципальных образованиях одного региона (Тульская область), а также распространение методических рекомендаций по совершенствованию долгосрочного или среднесрочного финансового планирования в муниципальных образованиях. Разработана процедура перспективного финансового планирования одновременно на уровне субъекта федерации и муниципальных образований.
В 2004-2005 году проведены мониторинг и оценка реализации демонстрационного проекта во всех городах-участниках и завершить проект в сентябре 2005 года.
Публикации по проекту
Перспективное финансовое планирование в муниципальных образованиях Российской Федерации
Автор работы – ведущий эксперт направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города», В.Э.Григоров.
В работе исследуются экономические, правовые и социальные аспекты проблемы внедрения перспективного финансового планирования для муниципальных бюджетов, отражено место перспективного финансового плана при разработке программ социально-экономического развития муниципального образования.
В книге описаны ключевые процедуры на каждом этапе разработки и реализации перспективного финансового плана, методики прогнозирования доходов с использованием различного объема статистической информации, представлены подходы к прогнозированию текущих расходов и доходов бюджета, а также к разработке долговой политики муниципальных образований. Особое внимание уделено вопросам формирования программы социально-экономического развития для муниципальных образований на основе оценки ресурсов, доступных для капитальных вложений.
Книга адресована руководителям и сотрудникам финансовых и экономических подразделений администраций муниципальных образований (вместе с тем предложенные подходы могут с минимальными изменениями использоваться и на уровне субъекта Федерации).
Брошюру можно приобрести в Библиотеке Фонда «Институт экономики города».