Вы здесь

Анализ российского и мирового опыта бюджетирования, ориентированного на результат, и возможностей его распространения на муниципальном уровне в России

Были проанализированы теоретические подходы и зарубежный опыт внедрения методов управления по результатам и бюджетирования, ориентированного на результат, и проведена оценка возможности их внедрения в Российской Федерации. Были реализованы демонстрационные проекты по разработке систем мониторинга результативности услуг в муниципальных образованиях.

Наработанный Институтом экономики города опыт в сфере управления и бюджетирования по результатам был обобщен в сборнике статей «Управление и бюджетирование по результатам на муниципальном уровне: международная и российская практика, перспективы внедрения в России», опубликованном в июне 2007 года.

В июне 2007 года в г.Москва состоялась конференция «Перспективы и ограничения внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на региональном и муниципальном уровнях», в которой приняли участие представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, региональных органов власти и органов местного самоуправления, а также экспертного сообщества.

Представителям региональных и местных органов власти на конференции было предложено заполнить анкету с вопросами о степени разработанности процедур, связанных с бюджетированием, ориентированным на результат (БОР), в их регионах и муниципалитетах. По результатам анкетирования была подготовлена аналитическая записка о потребностях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в консультационных услугах по вопросам внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. Было выявлено, что наиболее высокая потребность в консультационных услугах у регионов и муниципалитетов возникает при разработке показателей результативности бюджетных расходов, при увязке показателей результативности с приоритетами бюджетной политики органов государственной власти и местного самоуправления, целями и задачами программ социально-экономического развития территории, а также по вопросам разработки докладов о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНДов).

Актуальность мониторинга результативности возрастала в связи с подписанием указов Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» и от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Появление данных указов обуславливало формирование единой системы показателей эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, важную роль в которых играли показатели результативности бюджетных расходов и качества управления государственными и муниципальными финансами.

Так, в 2008 году Институтом экономики города был реализован демонстрационный проект по разработке систем показателей результативности бюджетных расходов для социальных услуг, оказываемых муниципальными образованиями населению.

В рамках проекта Институт экономики города подготовил аналитическую записку, содержащую модельную систему целей, задач, мероприятий и показателей результативности по отраслям социальной сферы: образование, культура, физическая культура и спорт.

На основе модельной системы целей, задач, мероприятий и показателей результативности подготовлены две аналитические записки, содержащие:

  • систему целей, задач и показателей результативности бюджетных расходов по отраслям культура и образование для г.Азов;
  • систему целей, задач и показателей результативности бюджетных расходов по отрасли спорт для ЗАТО г.Большой Камень.

Были проведены обучающие семинары для сотрудников администраций муниципальных образований ЗАТО Большой Камень и город Азов.

Для распространения опыта реализации демонстрационного проекта 30 июня 2008 в Москве был проведен круглый стол «Мониторинг результативности бюджетных расходов: проблемы и перспективы». В заседании круглого стола приняли участие представители нескольких регионов и муниципальных образований Российской Федерации, представители экспертных организаций. Круглый стол освещался в журнале "Бюджет".

На круглом столе обсуждались следующие вопросы:

  • применение систем сбалансированных показателей для мониторинга результативности бюджетных расходов;
  • основные организационные и методологические проблемы внедрения систем монторинга результативности бюджетных расходов;
  • использование программно-целевого метода управления как механизма мониторинга бюджетных расходов;
  • вопросы автоматизации осуществления мониторинга.

По результатам проекта была подготовлена статья "Внедрение мониторинга результативности бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровне: пример отрасли дошкольное образование", опубликованная в 4 выпуске "Городского альманаха", выпускаемого Фондом "Институт экономики города". 

В дальнейшем усилия специалистов Института экономики города были сфокусированы на распространении результатов реализации демонстрационного проекта и консультировании муниципальных образований по вопросам разработки показателей результативности бюджетных расходов и другим аспектам внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.

Структурное направление: 
Год начала: 
2008
Год окончания: 
2008

Закрыть