В феврале и марте 2001 года в Оренбурге прошло повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и ставок оплаты населением этих услуг. Такие решения всегда болезненно воспринимаются населением. Отсутствие информации о причинах роста платежей за жилищно-коммунальные услуги вызывает у граждан протест против решения городского Совета, что используется отдельными депутатами для повышения своего политического авторитета среди избирателей. В действительности повышение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги является экономической необходимостью. Попробуем разобраться в истинных причинах принятия столь не популярного решения
Рассмотрим сложившуюся ситуацию с тарифами на жилищно-коммунальные услуги и ставкам оплаты населением этих услуг в сравнении с 1998 годом. Как правило, анализ ставок и тарифов производится на основе стандартной квартиры. Что эта такое?
Законом РФ от 24.12.1992 г. №4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" введено определение социальной нормы площади жилья. "Социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг". Постановлением Правительства РФ от 26.05.1997 г. №621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определен, исходя из следующих норм:
- 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
- 42 кв. м - на семью из двух человек;
- 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан.
В Оренбурге социальная норма площади жилья установлена равной федеральному стандарту.
Поскольку наиболее типичная российская семья состоит из трех человек, то площадь жилья для такой семьи по социальной норме равна 54 кв. метрам. Считается, что семья живет в наиболее типичном по уровню благоустройства жилье, а таким считается жилье, оборудованное водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, электроснабжением, газоснабжением. Таким образом, в качестве стандартной квартиры принята квартира общей площадью 54 кв. метра с полным набором благоустройства, кроме лифта и мусоропровода, и количеством проживающих 3 человека.
Полная стоимость жилищно-коммунальных услуг в стандартной квартире на первое января 1998 года составляла 448,6 рублей, население платило за такую квартиру 183,4 рубля.
Для сравнения ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги 1998 года с утвержденными в настоящее время необходимо учесть инфляцию последних трех лет. В 1998 году индекс роста цен составил 1,84, в 1999 году - 1,37, в 2000 году - 1,2.
С учетом инфляции полная стоимость жилищно-коммунальных услуг в стандартной квартире по ставкам и тарифам, действовавшим в 1998 году, в настоящее время должна составлять:
448,6 * 1,84 * 1,37 * 1,2 = 1357 рублей,
а стоимость жилищно-коммунальных услуг по ставкам для населения:
183,4 * 1,84 * 1,37 * 1,2 = 554,8 рублей.
По ставкам и тарифам, утвержденным Постановлением городского Совета от 12.02.2001г. №3, полная стоимость жилищно-коммунальных услуг в стандартной квартире составляет 761 рублей, население платит 393,5 рублей.
Очевидно, что в сравнении с 1998 годом финансирование отрасли сократилось почти вдвое. Все разговоры о повышении количества выполняемых работ в результате повышения платежей населения лишены всякого смысла. Основная задача администрации - не допустить коммунальной катастрофы в городе. Недофинансирование отрасли грозит серьезными последствиями, в первую очередь, для населения, имеющего низкие доходы, проживающего в худшем жилищном фонде или в жилье с большим уровнем износа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. №965 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000-2001 годы" федеральный стандарт уровня платежей граждан в целом по всем видам жилищно-коммунальных услуг на 2001 год установлен в размере 80%. При определении доходных источников городского бюджета, направляемых на дотирование жилищно-коммунальной отрасли, государственные органы власти исходят из установленного федерального стандарта.
Защищая интересы населения, администрация Оренбурга устанавливает долю платежей населения ниже утвержденного федерального стандарта. С учетом последнего повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг доля платежей населения составляет 51,7%. Недостающее финансирование администрация города обязана изыскивать из других социально значимых статей бюджета, таких как медицина, образование, или же снижать финансирование жилищно-коммунальной отрасли, что может привести к ситуации, сложившейся в Приморском крае. Недофинансирование медицины оборачивается нехваткой медикаментов, перевязочных материалов, низкой заработной платой врачей, недофинансирование образования оборачивается неполноценными завтраками в школах, повышением стоимости пребывания детей в детских дошкольных учреждениям и т.д.
Уровень платежей граждан 51,6% означает, что остальные 48,4% необходимых для нормальной деятельности отрасли средств дотирует бюджет. Дотации на жилищные услуги и отопление рассчитываются на квадратные метры, на водоснабжение и канализование - на человека. Из двух равных по численности семей, большая дотация из бюджета полагается той семье, которая имеет большую площадь. Как правило, наиболее обеспеченные в материальном отношении граждане в лучшей степени обеспечены и жилищными условиями. Сохранение существующего порядка дотирования квадратных метров означает на практике большую бюджетную поддержку той части населения, которая сама способна оплачивать услуги в полном объеме. Задача городской власти - перейти от поддержки наиболее обеспеченных граждан к поддержке наименее обеспеченных слоев населения.
Такой переход осуществляется с помощью программы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, которая является адресной программой социальной поддержки населения. Причем это не поддержка только малоимущих семей, а поддержка низкодоходных (в том числе и малоимущих) семей. Вчера семья имела хорошие доходы, купила машину, импортную бытовую технику, а, возможно, и квартиру. Сегодня по каким-то обстоятельствам, например, смерти кормильца, потери работы, болезни ребенка, из-за которой мать вынуждена оставить работу, семья лишилась большей части доходов. Если в ближайшее время семье не удалось исправить свое материальное положение, то она обращается в службу субсидий за поддержкой. Размер субсидии будет зависеть только от существующего на настоящее время дохода семьи, а не от ее бывших доходов или наличия хорошей квартиры, машины и т.д.
Оренбургская служба субсидий является одной из самых опытных в России. Методика расчета субсидий, применяемая в Оренбурге, более социально справедлива, чем действующая федеральная методика, что ясно из их сравнения.
В Оренбурге расчет субсидии производится по формуле:
Субсидия = Стоимость ЖКУ1 - 0,15 * Доход семьи
Стоимость ЖКУ1 определяется строго по социальной норме площади жилья и нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг.
0,15 - утвержденная в городе предельно допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг 15%.
Федеральная методика предлагает следующий расчет субсидии:
Субсидия = Стоимость ЖКУ2 - 0,22 * Доход семьи
Стоимость ЖКУ2 определяется в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, то есть если семья живет в квартире меньшей площади, чем ей положено по социальной норме, то субсидию ей рассчитают по занимаемой ею площади.
0,22 - федеральный стандарт предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг 22%, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. №965 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000-2001 годы"
Разницу двух формул рассмотрим на примерах. Для примеров возьмем три семьи равной численности - 3 человека и равным совокупным семейным доходом - 1000 рублей.
Первая семья проживает в стандартной квартире площадью 54 кв. метра. Начисленные семье платежи за жилищно-коммунальные услуги составляют 380,88 рублей с учетом того, что тариф на электроэнергию для граждан, имеющих среднедушевой доход меньше прожиточного минимума, ниже, чем для остального населения.
Вторая семья проживает в квартире с тем же набором благоустройства, что и первая, но меньшей площади - 46 кв. метров. Начисленные платежи семье за жилищно-коммунальные услуги составляют 349,9 рублей.
Третья семья проживает в более плохих жилищных условиях, чем первые две: квартира общей площадью 46 кв. метров, из благоустройств отсутствуют ванна, горячее водоснабжение, газовое снабжение. Начисленные платежи составляют 210,38 рублей.
Таблица 1 наглядно показывает различия в расчете субсидий по Оренбургской городской и федеральной методикам.
|
Как видно из таблицы 1, расчет субсидии по городской методике, в отличие от федеральной, соответствует основному принципу социальной справедливости, а именно: размер субсидии зависит только от дохода семьи и не зависит от уровня жилищной обеспеченности. По федеральной методике, чем в худших жилищных условиях проживает семья, тем меньший размер субсидии ей положен. Причем, наиболее ущемленные в жилищных условиях граждане могут просто не попасть в программу субсидий, тогда как в Оренбурге эта категория граждан практически освобождается от платы за жилищно-коммунальные услуги.
Можно ли сделать условия программы субсидий еще более мягкими? Можно, если снизить, значение предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, например, до 14%, что находится в компетенции органов местного самоуправления. Как показано пунктирной линией на графике 2, в программу субсидий войдут семьи с совокупным доходом до 2720,6 рублей. Кроме того, возможно утверждение двух значений предельно допустимой доли собственных расходов граждан для усиления социальной защиты наименее обеспеченных граждан, например, для семей со среднедушевым доходом ниже половины прожиточного минимума установить долю собственных расходов на оплату ЖКУ в размере 10%, а для остальных оставить 15%.
Как видно из вышеизложенного, адресная программа субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг является достаточно гибким механизмом социальной поддержки граждан. По сравнению с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг программа субсидий более социально справедлива, поскольку она распространяется не на избранные категории граждан, а на все население. Любая семья или одиноко проживающий гражданин, оказавшиеся в тяжелом материальном положении, может рассчитывать на бюджетную поддержку в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Программа субсидий, преследуя главную цель - социальную поддержку граждан, предоставляет органам местного самоуправления возможность в сложных социально-экономических условиях повышать доходы от сбора платежей населения, осуществляя постепенный переход от равномерных бюджетных дотаций "на квадратный метр" к целевой поддержке низкодоходных семей.