Вы здесь

Отчего растет квартплата

Как росли тарифы

Действительно, если сравнить темпы роста тарифов по оплате ЖКУ для населения и ИПЦ в последние пять лет, то выяснится, что, к примеру, в 2001 году оплата населением ЖКУ возросла более чем в полтора раза, при том что инфляция составила 119%. В 2002 году платежи за жилищные услуги возросли более чем в 1,8 раза при инфляции на уровне 15% в год, а по итогам первых трёх месяцев 2005 года стоимость ЖКУ для населения увеличилась почти на 30% при росте индекса потребительских цен всего лишь на 5%. 

В этой ситуации любому потребителю жилищно-коммунальных услуг представляется единственно верным решением законодательным образом ограничить рост тарифов, к примеру, уровнем инфляции.

Уроки прошлого

Столь, казалось бы, блестящее решение проблемы, к сожалению, ни к чему хорошему не приведёт. Возможно, многие уже забыли, но ограничение темпов роста тарифов на ЖКУ существовало в течение первых трёх лет после дефолта 1998 года. К примеру, по итогам 1998 года инфляция составила 85%, при том что стоимость ЖКУ для населения возросла всего лишь на 12%, а к началу 2002 года разница между темпом роста ИПЦ и тарифов по оплате ЖКУ нарастающим итогом с 1997 года составила 186%. Реальные цены на услуги ЖКХ показаны кривой зелёного цвета.
Удержание тарифов на ЖКУ и прежде всего на коммунальные услуги на фоне всеобщего роста цен на товары и услуги предопределило образование значительных убытков предприятий жилищно-коммунального комплекса. В частности, на каждый рубль расходов по основной деятельности предприятия жилищно-коммунального комплекса получили по итогам 2000 года 17 коп. убытков, причём в жилищном секторе убытки достигали уровня 61 коп. на 1 рубль расходов. 
Практически все поступления от реализации ЖКУ в те годы уходили на финансирование текущей деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса, ремонтно-восстановительные работы практически не проводились, что привело к ускоренной деградации основных фондов коммунального сектора.
В то же время более высокая динамика роста стоимости топливно-энергетических ресурсов, потребляемых в процессе производства ЖКУ, привела к почти 1,5-кратному росту кредиторской задолженности предприятий, превысившей по итогам 2004 года 307 млрд. руб.
Лишь к началу 2005 года темпы роста стоимости тарифов на ЖКУ для населения нарастающим итогом с 1997 года стали сопоставимыми с темпами ИПЦ, таким образом, только в этом году удалось хотя бы формально преодолеть негативные последствия недофинансирования жилищно-коммунального комплекса в предшествующие годы.

Почему росли платежи населения

Пожалуй, наиболее типичной реакцией потребителя ЖКУ на информацию об очередном росте тарифов является искреннее недоумение: почему я должен платить так много? Действительно, а на что же тратятся платежи потребителей и почему эти платежи постоянно растут? 
Первой причиной роста платежей населения является рост расходов предприятий жилищно-коммунального комплекса по производству и предоставлению ЖКУ. В структуре расходов предприятий основную часть занимают материальные затраты (57,6% в целом по всем видам ЖКУ по итогам 2004 г., от 34,4% по жилищным услугам до 82,4% по услуге газоснабжения). 
Эти затраты в целом по всем видам ЖКУ более чем на 80% связаны с расходами по приобретению топливно-энергетических и иных ресурсов
Традиционное предположение о том, что рост тарифов по оплате ЖКУ связан исключительно с необходимостью увеличения зарплаты работникам жилищно-коммунального комплекса, к большому сожалению для этих работников, ещё не стало реальностью: в структуре расходов предприятий жилищно-коммунального комплекса на оплату труда по итогам прошлого года приходилось лишь 20%, при этом начисленная среднемесячная заработная плата в отрасли по итогам 2004 года составила 7508 руб. (85% от среднероссийского уровня). 
Таким образом, повышение стоимости предоставления ЖКУ связано в основном с повышением стоимости ресурсов, потребляемых предприятиями жилищно-коммунального комплекса в процессе производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг. 
Второй причиной роста величины платежа за ЖКУ является повышение установленного уровня оплаты населением потреблённых услуг. На начало 90-х жилищные услуги (содержание и ремонт жилфонда) оплачивались гражданами лишь на 1%, коммунальные услуги — на 8%, оставшаяся сумма компенсировалась предприятиям жилищно-коммунального комплекса за счёт бюджетных дотаций. Федеральным законом от 24.12.1992 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" было установлено, что в течение 5 лет, то есть к 1998 году, необходимо обеспечить переход к 100%-ной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Впоследствии изначально установленный 5-летний срок перехода к полной оплате ЖКУ был изменён на 10-летний, т. е. предполагалось, что переход к 100%-ной оплате ЖКУ должен произойти к 2003 году, но последующие постановления российского правительства неизменно переносили срок введения полной оплаты ЖКУ. В итоге к концу 1999 года установленный уровень оплаты был повышен лишь до 48%, за период с 2000 года по начало 2005 года величина данного показателя возросла в 1,6 раза с 53% до 84%. 
Впрочем, следует учитывать, что каждый субъект Российской Федерации имеет право самостоятельно устанавливать уровень оплаты населением ЖКУ. К примеру, по итогам первого квартала 2005 года в трёх субъектах Российской Федерации (Курская область, Коми-Пермяцкий автономный округ, Кабардино-Балкарская Республика) население оплачивало полную стоимость ЖКУ, тогда как в 4 регионах (Ненецкий, Корякский и Чукотский автономные округа, Республика Саха (Якутия) установленный уровень оплаты не превышал 50%, т. е. оставался практически неизменным на протяжении последних пяти лет. 

В частности, по итогам 2001 года прирост платежа в 1,55 раза по сравнению с 2000 г. на 77% был связан с ростом стоимости производства ЖКУ и лишь на 23% был обеспечен повышением установленного уровня оплаты населением ЖКУ, тогда как в 2004 году и первом квартале 2005 года прирост платежа был больше чем на половину предопределён увеличением уровня оплаты. В целом за период с 2000 г. по первый квартал 2005 года платёж населения за ЖКУ в среднем по России возрос в 4,33 раза, причём оба фактора повлияли на совокупный прирост платежа населения примерно в равной мере. 
Таким образом, повышение платежа населения в последние пять лет было в почти равной мере связано как с увеличением стоимости производства и предоставления ЖКУ, так и с увеличением установленного уровня оплаты ЖКУ для населения.

"Прекратить вакханалию в сфере тарифов на ЖКХ"

Вынесенный в подзаголовок тезис был озвучен президентом 5 сентября 2005 года на встрече с руководством правительства, Федерального Собрания и членами президиума Госсовета. Им же был предложен механизм прекращения вакханалии: "Право определять размеры тарифов в этих сферах надо, конечно, предоставить органам субъектов Федерации, но не выше предела, установленного федеральным правительством". Данное предложение получило всемерную поддержку как среди участников встречи, так и среди региональных лидеров. Таким образом, с лёгкой руки президента вся ответственность за повышение платежей населения за ЖКУ в предыдущие годы была возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований. А так ли это? 
В настоящее время в соответствии с федеральным законодательством регулирование тарифов по оплате ЖКУ для населения осуществляется на двух уровнях:
 органы местного самоуправления осуществляют регулирование тарифов по оплате услуг содержания и обслуживания жилфонда, водоснабжения и водоотведения;
 органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют регулирование тарифов по оплате услуг теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения), электроснабжения и газоснабжения. 
В общей величине платежа населения за ЖКУ на долю оплаты услуг, тарифы по которым регулируются на муниципальном уровне, приходится около трети. 
Как следствие, прирост платежа населения лишь отчасти был связан с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований: в частности, по итогам 2001 года "вклад" органов местного самоуправления в прирост платежа составил 32%, к 2004 году величина данного показателя возросла до 47%, но по итогам первого квартала 2005 года влияние муниципалитетов на общую величину прироста платежа населения сократилось до 31%. Учитывая тот факт, что в соответствии с положениями нового Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления устанавливают размер платежа за жилищные услуги только в определённом количестве случаев, их влияние на величину платежа за ЖКУ в конечном счёте сведётся к установлению тарифов на услуги муниципальных предприятий водоснабжения и водоотведения, "вклад" которых в прирост платежа населения по итогам первого квартала 2005 года составил всего лишь 14%. 
Таким образом, в настоящее время лишь треть прироста платежа населения связана с тарифным регулированием на муниципальном уровне, а в ближайшие годы эта доля может сократиться до 15%. 
Подводя итог, ещё раз сформулируем основные результаты анализа причин роста тарифов в жилищно-коммунальной сфере:

  • рост тарифов по оплате ЖКУ для населения в 2001–2005 гг. был предопределён значительным недофинансированием жилищно-коммунального комплекса, вызванным  ограничением темпов роста тарифов по оплате ЖКУ в 1998–2000 гг.;
  • увеличение расходов предприятий жилищно-коммунального комплекса в основном было связано с увеличением стоимости топливно-энергетических и иных ресурсов, потребляемых предприятиями в процессе производства и предоставления ЖКУ;
  • увеличение платежа населения за потреблённые ЖКУ в последние пять лет было в равной мере связано как с увеличением стоимости производства и предоставления ЖКУ, так и с увеличением уровня оплаты ЖКУ для населения;
  • лишь треть прироста платежа населения за ЖКУ в последние годы была связана с тарифным регулированием на муниципальном уровне, в ближайшие годы эта доля может сократиться до 15%, как следствие, передача всех полномочий по регулированию тарифов на региональный уровень практически не окажет сколь-нибудь существенного влияния на темпы роста величины платежа населения за ЖКУ.  
Структурное направление: 

Закрыть