Стремительность, с которой был принят так называемый закон о монетизации льгот, к сожалению, не позволила его авторам учесть материалы исследований, проведенных российскими специалистами по данной проблематике. Вместе с тем субъекты Федерации, на откуп которым отдаются порядок и условия предоставления льгот "своим " льготникам, еще могут успеть воспользоваться этими материалами и провести реформу максимально грамотно и эффективно
Как известно, одной из самых дорогостоящих социальных услуг является зубопротезирование. Какие факторы следует учитывать при замене данной льготы деньгами? Этому вопросу было посвящено исследование, которое недавно провел фонд "Институт экономики города" в Березниках — втором по величине городе Пермской области с населением 180 тысяч человек.
Как и по всей стране, в Пермской области основными получателями льготы по зубопротезированию являются ветераны и инвалиды. Кроме того, областное законодательство предоставило эту льготу и другой многочисленной категории — пенсионерам с большим трудовым стажем. Поставщиками услуги являются муниципальные стоматологические поликлиники или районные больницы, где есть стоматологические кабинеты. Государственные заказчики услуги — областной комитет социальной защиты населения (по инвалидам) и областное управление здравоохранения (по ветеранам и пенсионерам с большим стажем). В целом по области в 2003 году на льготное зубопротезирование было израсходовано более 63 миллионов рублей, при этом услугу получили более 50 тысяч человек.
Сначала мы провели оценку результативности услуги. Под результатом понималось число людей, которые, получив протезы, продолжают ими пользоваться. В Березниках этот показатель составил 80 процентов. Много это или мало, сказать сложно, так как сравнительные исследования по другим регионам не проводились. Однако важен сам факт — 20 процентов бюджетных средств, использованных на зубопротезирование, были потрачены впустую. Наиболее частой причиной отказа от пользования протезами является экономия на качестве. Из-за нехватки средств людям устанавливают более дешевые протезы, которыми они не могут пользоваться. С такой же частотой встречаются и врачебные ошибки — неаккуратность или спешка при установке протеза. На втором месте находится такая странная на первый взгляд причина, как отсутствие у клиента реальной физиологической потребности в протезе. Но объяснение здесь очень простое — при постановке на очередь на протезирование диагностика потребности в протезах не производится. Многие льготники обращаются за этой услугой не потому, что она им нужна, а потому, что положена но закону.
Главной проблемой льготного зубопротезирования можно назвать почти полное отсутствие требований со стороны заказчика (управлений соцзащиты и здравоохранения) к исполнителям (поликлиникам). Заказчики лишь указывают категории льготников и запрещают установку протезов из драгметаллов и металлокерамики. Вследствие этого поставщики услуги в лице главных врачей поликлиник и больниц самостоятельно устанавливают правила (например, максимальную стоимость протезирования одного клиента) в меру своей административной и профессиональной компетенции или даже личных интересов. Таким образом, заказчик не интересуется фактической ситуацией, качеством протезов, а поставщики услуги действуют произвольно.
Кроме того, из-за того, что одними категориями льготников занимаются органы соцзащиты, другими — органы здравоохранения, возникает двойной счет очередников, что приводит не только к задержке очереди, но и к некорректным финансовым расчетам. При этом сам потребитель услуги почти бесправен. Во-первых, он не имеет возможности выбирать поставщика услуги, поскольку за него это уже сделало государство, во-вторых, лишен возможности доплатить свои средства к бюджетным деньгам и получить более дорогой и качественный протез.
Каким же образом следует реформировать неэффективную систему льготного зубопротезирования? Очевидно, что эта льгота должна быть переведена в форму потребительской субсидии. Однако при этом необходимо учитывать ряд важнейших факторов, игнорирование которых может только ухудшить ситуацию.
Прежде всего нельзя ориентироваться на самое простое решение — заменить льготу на фиксированную денежную выплату для всех граждан, имеющих на нее право. Во-первых, это абсолютно нереально для сегодняшних бюджетных ресурсов. Продемонстрируем это на таком расчете. Если взять общее число ветеранов и пенсионеров с большим трудовым стажем в Пермской области (350 тысяч и 82 тысячи человек соответственно) и умножить его на среднюю стоимость протезирования одного клиента (это минимум 1700 рублей), а затем разделить на средний срок службы протеза (3 года), то получится, что только по этим категориям льготников ежегодные бюджетные расходы составят 245 миллионов рублей в год. Это в 5 раз больше сегодняшних затрат областного бюджета на льготное зубопротезирование.
Во-вторых, произвольное уменьшение выплаты с учетом возможностей бюджета приведет к размазыванию средств, поскольку на каждого льготника будет приходиться 200—300 рублей. Поставить даже самый дешевый протез за такую сумму нереально. В этом случае правильнее будет называть эту выплату простой доплатой к пенсии, а не компенсацией по зубопротезированию. Кроме того, потребности в протезировании у разных клиентов могут очень сильно отличаться: в 2002 году разница в минимальной и максимальной стоимости протезирования одного клиента составила 28 раз (300 и 8500 рублей). Выход из этой ситуации — предоставление помощи по принципу адресности. Иными словами, при монетизации данной льготы необходимо поставить два фильтра: уровень доходов льготника и наличие реальных физиологических потребностей в установке протеза. Кроме того, следует учитывать то, что зубопротезирование, так же, как и льготы по лекарствам, прямо связано с проблемами жизнеобеспечения. Об этом свидетельствуют такие данные: около 50 процентов клиентов, обращающихся за протезированием, имеют прямые медицинские показания к немедленной установке протезов. Задержка с протезированием может привести к обострению заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Поэтому при назначении выплат на зубопротезирование необходимо стимулировать целевой характер использования бюджетных средств получателями. В противном случае велик риск того, что получатель использует деньги не на установку протезов, а на другие нужды. Это, в свою очередь, может вызвать ухудшение его здоровья, что потребует оказания более дорогостоящей и травматичной для пациента медицинской помощи — и опять же за счет бюджетных средств.
Для стимулирования целевого характера использования средств, на наш взгляд, необходимо применять механизм социальных ваучеров. Ваучер выдается льготнику вместо денег, и он может обменять его на необходимую услугу. При этом он вправе выбирать поставщика услуги из перечня, определенного заказчиком. После выполнения услуги поставщик предъявляет использованный ваучер заказчику и получает денежную компенсацию.
Механизм ваучеров, предусматривающий заключение договоров только с конкретными поставщиками услуг, позволяет заказчику предъявлять определенные требования к соблюдению определенных стандартов работы и тем самым контролировать качество услуги. Требования должны быть отражены в специально разработанном положении о зубопротезировании льготных категорий населения. Подобный документ позволит определить обязанности поставщиков и органов управления в процессе предоставления данной услуги, создать единое нормативно-правовое поле для заказчиков и поставщиков услуги. Положение должно определять такие параметры предоставления услуг, как периодичность, удельная стоимость, порядок формирования очередей, возможность доплаты за получение более качественной услуги и выбор альтернативного поставщика.
Реформа льготного зубопротезирования по предложенной модели позволит создать максимально справедливую, прозрачную и эффективную систему предоставления и финансирования услуги. При этом помощь получат именно те граждане, которые нуждаются в ней больше всего. Заметим, что данные предложения были включены в концепцию реформирования натуральных льгот, которая утверждена в Пермской области.