Общественные слушания стали очередным этапом в процессе разработки проекта по введению правового зонирования в Хабаровске. Указанный проект выполняется с конца 1998 года Фондом “Институт экономики города” совместно с администрацией города и местными специалистами в рамках Региональной Инвестиционной Инициативы, поддерживаемой Агентством США по международному развитию по соглашению с Администрацией Хабаровского края
На первом этапе проекта была разработана концепция правового зонирования города, которая после представления общественности и согласования администрацией города была опубликована (А. А. Высоковский, Э. К. Трутнев. Концепция правового зонирования города. Методы разработки на примере Хабаровска. - М.: Фонд “Институт экономики города”, 1999). На втором этапе была подготовлена первая редакция проекта местного нормативного правового акта - Правила застройки и землепользования. На третьем этапе была подготовлена вторая редакция документа, в которой были учтены более четырехсот замечаний и предложений, поступивших от более, чем трех десятков организаций. Специально для участников общественных слушаний была опубликована книга (Трутнев Э. К. Правовое зонирование города Хабаровска. Установление прав использования недвижимости посредством местного нормативного правового акта - Правил застройки и землепользования. - М.: Фонд “Институт экономики города”, 2000. - 158 стр.), в которую включен текст нормативного акта, комментарии к отдельным нормам правового зонирования, а также карта правового зонирования Хабаровска с градостроительными регламентами, приписанными к различным зонам города.
На общественных слушаниях присутствовало около 160 человек, включая представителей городской и краевой администрации, деловых кругов города, риэлтеров, оценщиков, застройщиков, заинтересованных граждан.
В начале слушаний были представлены краткие сообщения от городской администрации, местных специалистов из группы разработчиков, экспертов Фонда ИЭГ.
Свои суждения по поводу Правил высказали около 20 человек. Большинство выступавших отметили необходимость скорейшего принятия подготовленного документа, подчеркивая то, что он позволит: а) иметь четкую и публично предъявленную информацию правового характера о направлениях и возможностях развития города, его отдельных территориальных зон и земельных участков; б) создать ясные и простые “правила игры” для всех участников инвестиционно-строительного процесса, преобразовав ныне неадекватные требованиям рынка процедуры предоставления земельных участков для застройки; в) посредством межевания, установления границ земельных участков до начала строительных работ создать необходимые основания для разрешения периодически возникающих споров между жителями, административными органами и застройщиками относительно возможности и целесообразности реализации строительных проектов.
Критика относилась к следующим основным моментам: а) настаивание на проведении градостроительной экспертизы с обязательным выполнением ее заключений, б) расширение комплекта экологических карт в составе Правил, в) отрицание возможности упразднения актов предварительного согласования мест размещения объектов строительства, г) настаивание на том, что город не может распоряжаться землей, не имея на то доверенности, выданной краевыми структурами.
Общее заключение сводилось к тому, что подготовленный документ необходим городу. Была составлена стенограмма и протокол общественных слушаний. Информация об этом мероприятии была представлена на местном телевидении и в местной прессе.
По завершении общественных слушаний рабочей группой был намечен план дальнейших действий:
-
по поступившим замечаниям и предложениям проект документа дорабатывается, после чего передается в администрацию города для начала процедуры официального согласования в качестве местного нормативного акта;
-
согласованные Правила представляются мэром в городскую Думу для принятия нормативного правового акта.