Первые годы нового столетия характеризовались системным кризисом жилищно-коммунального комплекса страны. После финансового кризиса 1998 года ЖКК в очередной раз был использован в роли социального буфера. Тарифы на жилищные услуги в 1998–2001 годах были практически заморожены. Темпы инфляции тогда превысили темпы роста тарифов для населения более чем в 2,5 раза. Финансовое положение жилищно-коммунальных предприятий стало катастрофическим. В целом по стране их дебиторская задолженность приблизилась к полугодовой стоимости жилищно-коммунальных услуг. Стал резко расти уровень аварийности инженерных инфраструктур коммунального обслуживания. В канун 2003-го заговорили о том, что грядет год коммунальных катастроф.
Было очевидно – причины кризиса носят комплексный характер. С 1998 года была практически заморожена реформа в секторе, в экономический "обиход" вернулись (и были усилены!) инструменты административного управления, зачатки бизнеса на глазах засохли, что называется, на корню. Но та легкость, с какой это произошло, свидетельствовала о том, что существенные дефекты были в самом фундаменте реформы. Для того чтобы менять ситуацию, важно было понять и учесть ошибки реформ предшествующего периода.
Тяжесть ситуации, концентрация политической воли на федеральном уровне, увязка проблем ЖКК с политическими приоритетами руководства страны в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура – следствием всего этого стали решительные меры, благодаря которым удалось отойти от пропасти необратимой деградации жилищно-коммунального сектора.
Пятилетие 2003–2007 годов охарактеризовалось, пожалуй, самыми существенными изменениями в этом секторе с начала рыночных реформ. Главный содержательный прорыв заключался в принятии в 2004 году пакета законов в рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России". Ряд из них был тесно связан с формированием правовой базы для развития рыночных отношений в ЖКК, в первую очередь Жилищный кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях". Принятие этих законов существенным образом изменило правила правового регулирования в жилищном и коммунальном секторах экономики, внесло существенные коррективы в политику развития в них рыночных отношений. Следует признать, однако, что далеко не всегда преобразования отличались последовательностью. Опять были шарахания из стороны в сторону. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги то пытались догнать ушедшую вперед инфляцию, то вновь замораживались на федеральном уровне в качестве меры борьбы с этой самой инфляцией. Уровень вариативности принимавшихся на местах решений был чрезвычайно высоким, причем по большей части эти решения были направлены на сохранение максимального административного влияния местных властей на ситуацию в ЖКК. Но в целом, повторим, можно говорить о существенной позитивную составляющей изменений, произошедших за последние годы в этом секторе экономики страны.
Реформа ЖКК должна быть направлена на формирование рыночных условий в этой сфере, уменьшение административного присутствия, развитие конкуренции с целью оптимизации качества жилищно-коммунального обслуживания и его цены. Но достигаться эти цели в жилищном и коммунальном секторах должны по-разному.
В жилищном секторе услуги должны предоставляться на конкурентной основе, что определяется самой их природой. Но за долгие годы реформ характер предоставления услуг упорно продолжало оставаться монопольным, во многом из-за того, что сохранялась монополия заказа на такого рода обслуживание. И это притом, что к концу 2002 года в стране было приватизировано более 60% бывшего ранее государственным жилищного фонда.
В коммунальном секторе ситуация иная. Практически всегда это сфера деятельности естественных технологических монополий, которые работают на локальных рынках в пределах поселений. И здесь задача реформирования заключается в том, чтобы создать механизмы государственного регулирования не только (и не столько) для ограничения монопольной ренты, но и для создания квазиконкурентной ситуации, при которой хозяйствующие субъекты, работающие в секторе, заинтересованы в снижении неэффективных издержек.
Необходимым условием развития рыночных отношений как в жилищном, так и в коммунальном секторе является последовательное сокращение и в конце концов прекращение бюджетного дотирования. Перейти на рыночные отношения, привлечь частный бизнес, частные инвестиции в экономику сектора, который находится в значительной степени на бюджетных дотациях, невозможно. Не пройдя болезненной стадии реформирования системы финансирования сектора, продвинуться вперед по каким-то другим направлениям, тем более достичь существенных результатов, – нереализуемая задача. Исходя из этого, рассмотрим основные итоги реформы жилищно-коммунального комплекса по трем ключевым направлениям:
- реформа оплаты жилья и коммунальных услуг и системы социальной поддержки населения при оплате ЖКУ;
- реформа системы управления многоквартирными жилыми домами;
- реформа в сфере управления и развития коммунальной инфраструктуры.
Реформа ЖКХ в 2003-2008 годах: извилистая дорога к рынку (.doc, 491Кб)