C момента внесения в конце 2020 года изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий (КРТ) прошло уже 4 года, за которые накоплен значительный опыт как по регулированию субъектами Российской Федерации отношений в сфере КРТ жилой застройки, так и по реализации проектов КРТ жилой застройки на региональном и муниципальном уровнях
Институт экономики города представляет результаты мониторинга нормативно-правовой базы КРТ жилой застройки, сформированной субъектами Российской Федерации, а также принятых решений о КРТ жилой застройки и проведенных торгов на право заключения договоров о КРТ жилой застройки (работа выполнена за счет средств Целевого капитала Фонда "Институт экономики города" в 2024 г.).
С полным текстом отчета по итогам мониторинга можно ознакомиться по ссылке
С презентацией основных результатов мониторинга можно ознакомиться по ссылке
Ключевые выводы по итогам мониторинга:
- К 2024 году формирование нормативной правовой базы КРТ жилой застройки в субъектах Российской Федерации практически завершено, а в половине из них ведется активная работа по принятию и реализации решений о КРТ жилой застройки.
- Обязательность градостроительной и экономической проработки проекта решения о КРТ жилой застройки нормативно закреплена в менее чем половине регионов, что приводит к недостаточной привлекательности проектов для застройщиков и выражается в том числе в слабой конкуренции за право заключения договора о КРТ жилой застройки на торгах.
- Дополнительные жилищные гарантии собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, соответствующих критериям субъектов Российской Федерации, пока предусмотрены в небольшом количестве регионов, что влечет отсутствие заинтересованности граждан в участии в проектах КРТ жилой застройки.
- В решениях о КРТ жилой застройки выявлена недостаточная детализация сведений об объектах недвижимости, их характеристиках, об ограничениях прав использования земельных участков и объектов капитального строительства и обременениях объектов недвижимого имущества, что повышает риски выявления уже в процессе реализации проекта информации об ограничениях, которая может оказать существенное влияние на показатели эффективности проекта.
- Торги на право заключения договора о КРТ жилой застройки характеризуется низкой степенью состязательности и, как правило, признаются несостоявшимися. Однако есть и примеры торгов с высокой конкуренций, по итогам которых цена права заключения договора о КРТ жилой застройки возрастает в тысячи раз.
- В проекты договоров о КРТ жилой застройки редко включаются обязательства сторон по инфраструктурному обеспечению территорий, что создает риски несбалансированного развития территории и возникновения потребности в бюджетных расходах на решение этой проблемы в будущем.