Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – законопроект) направлен на обеспечение технологического и организационного единства и целостности газораспределительных систем, объектов электросетевого хозяйства, систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения и его актуальность не вызывает сомнения
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – изменения в отраслевое законодательство), Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - изменения в ГрК РФ).
Изменения в отраслевое законодательство, предлагаемые законопроектом, предусматривают правовое регулирование передачи сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки (далее также – дома), расположенных за границами земельных участков, на которых осуществляется строительство таких домов, собственниками таких сетей в собственность организаций, осуществляющих поставки коммунальных ресурсов, либо в публичную собственность.
Изменения в ГрК РФ, предлагаемые законопроектом, также предусматривают правовое регулирование безвозмездной передачи в государственную или муниципальную собственность созданных за счет застройщика объектов социальной инфраструктуры и обеспечивающих такие социальные объекты объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для обеспечения создаваемых застройщиком объектов капитального строительства.
В отношении изменений в отраслевое законодательство, предлагаемых законопроектом, имеются следующие замечания и предложения.
1. Предлагаемые изменения определяют два варианта передачи сетей инженерно-технического обеспечения, расположенных за границами земельных участков, на которых осуществляется строительство домов, лицами, осуществляющими строительство таких домов:
1) в собственность организаций, осуществляющих поставки коммунальных ресурсов, если такие организации владеют объектами коммунальной инфраструктуры, к которым подключаются дома, на праве собственности;
2) в государственную или муниципальную собственность, если ресурсоснабжающая организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием.
При этом законопроект не учитывает, что ресурсоснабжающая организация может владеть системой коммунальной инфраструктуры на основании договора аренды или концессионного соглашения. Предлагается определить в законопроекте, что в указанном случае построенные застройщиками объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся вне границ земельных участков, на которых они осуществляют строительство домов, иных объектов капитального строительства, также передаются в государственную или муниципальную собственность.
2. Согласно изменениям, в случае, если газораспределительной организацией, сетевой организацией, теплоснабжающей организацией, организацией водопроводно-канализационного хозяйства является государственное унитарное предприятия или муниципальное унитарное предприятие, то объекты коммунальной инфраструктуры, построенные застройщиками за пределами земельных участков, на которых осуществляется строительство домов, иных объектов капитального строительства, передаются в собственность такой организации.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие владеет имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Соответственно, лицами, осуществляющими строительство домов, иных объектов капитального строительства, не может осуществляться передача коммунальной инфраструктуры в собственность государственным унитарным предприятиям или муниципальным унитарным предприятиям. Объекты коммунальной инфраструктуры могут быть переданы только в государственную или муниципальную собственность.
На основании вышеизложенного представляется, что законопроект нуждается в доработке.
Кроме того представляется, что наряду с внесением предлагаемых законопроектом изменений в отраслевое законодательство в части передачи создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в собственность ресурсоснабжающих организаций либо в государственную или муниципальную собственность было бы целесообразно внести соответствующие изменения в Грк РФ в части регулирования порядка передачи всех видов объектов коммунальной инфраструктуры, созданных за счет застройщика, независимо от их функционального назначения.