Опубликовано пользователем spravpotreb
Согласно ч. 12 ст. 161 управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров в отношении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124. Согласно п. 4 правил управляющая организация обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения. Для это в ресурсоснабжающую организацию направляется заявка (оферта) о заключении договора ресурсоснабжения (п. 5 Правил). К заявке (оферте) прилагаются документы в числе которых должны быть документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Указанные выше нормативно правовые акты не содержат требований по перечню документов прилагаемых к оферте, подаваемой управляющей организацией, но содержат требование прилагать к договорам ресурсоснабжения акты разграничения балансовой принадлежности (см. например, п. 31 Правил холодного водоснабжения и водоотведения утвержденных постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 или п. 21 Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808). Поскольку Ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных Правилами (п. 8 Правил) требование предоставлять акты балансовой принадлежности не основаны на требованиях действующего законодательства. Аналогичная позиция высказана в позиции Верховного суда, изложенной в определении от 13 апреля 2017 г. № 305-эс16-16501.
Следует также отметить, что управляющие организации не имеют на своем балансе инженерных сетей и оборудования, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Как следствие у них не может быть акта о балансовом разграничении.
При сдаче объекта в эксплуатацию акт о балансовом разграничении подписывает застройщик объекта и ресурсоснабжающая организация. В дальнейшем, управляющую организацию нанимают собственники помещений в многоквартирном доме, которые не имеют указанного акта, а граница собственности на общее имущество в многоквартирном доме определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». И эта граница собственности устанавливается законодательством и не зависит от акта подписанного застройщиком с ресурсоснабжающей организацией.
Исходя из изложенного, акт о границе балансовой принадлежности может быть только у ресурсоснабжающей организации. Поэтому приложить указанный акт к договору ресурсоснабжения должны поставщики ресурсов. В случае отсутствия такого акта, сторонами договора ресурсоснабжения может быть установлена граница эксплуатационной ответственности, что допускается законодательством.