Опубликовано пользователем admin2
Модель "региональный оператор" означает, что обязанность собственников помещений в многоквартирном доме заключается в уплате взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора исходя из установленного минимального размера взноса (см. часть 1, пункт 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации). Обязанность регионального оператора - обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (см. часть 1 статьи 182 ЖК РФ).
Исходя из действующих норм ЖК РФ, в модели "региональный оператор" собственникам помещений в многоквартирном доме не может быть отказано в проведении тех работ по капитальному ремонту и в тот срок, которые установлены региональной программой, ни по причине недостаточности средств в фонде капитального ремонта, сформированном на счете регионального оператора, ни по причине того, что исходя из установленного минимального размера взноса собственники помещений не смогут рассчитаться с региональным оператором за проведенный капитальный ремонт до окончания срока региональной программы капитального ремонта. Региональный оператор должен обеспечить финансирование запланированного ремонта. Ни одна из названных причин не может быть основанием для предъявления собственникам помещений в многоквартирном доме требования об установлении дополнительного взноса на капитальный ремонт, а если собственники не примут соответствующего решения – сократить перечень и(или)объем работ.
Если субъект Российской Федерации выявил недостаточную финансовую устойчивость регионального оператора, то есть необеспеченность финансовыми ресурсами для выполнения обязательств по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов в объеме и сроки, установленные региональной программой, одной из наиболее очевидных причин такой неустойчивости является то, что установленный минимальный размер взноса на капитальный ремонт не соответствует потребностям реализации региональной программы капитального ремонта.
Согласно части 81 статьи 156 ЖК РФ, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Методическими рекомендациями по установлению минимального взноса на капитальный ремонт (утв. приказом Минстроя России от 27 июня 2016 г. № 454/пр) субъекту Российской Федерации рекомендуется устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт равным расчетному значению необходимого размера взноса на капитальный ремонт для финансирования региональной программы (при условии доступности такого размер такого взноса для граждан) или равным или максимально близким к значению предельного размера взноса на капитальный ремонт, рассчитанному исходя из критерия доступности для граждан (см. пункты 5.2 и 6.3 методических рекомендаций). В случае установления минимального размера взноса на капитальный ремонт в размере меньшем, чем необходимый размер взноса (позволяющий профинансировать региональную программу без привлечения средств поддержки), субъект Российской Федерации должен предусматривать необходимый объем финансовой бюджетной поддержки для обеспечения выполнения региональной программы капитального ремонта.
Необходимо подчеркнуть, что установление минимального размера взноса, несоответствующего потребности в финансировании региональной программы капитального ремонта (с учетом объема планируемой бюджетной поддержки) создает не только риски для регионального оператора, но и вынуждает собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах, принимать решения об установлении дополнительного взноса на капитальный ремонт, а такой дополнительный взнос не учитывается в затратах граждан (семей) при определении их права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и размера субсидии (см. часть 6 статьи 159 ЖК РФ), что нарушает права граждан с низкими доходами на получение адекватной поддержки при оплате расходов на капитальный ремонт.
Соответственно, повышение минимального размера взноса на капитальный ремонт – наиболее важная мера для обеспечения финансирования капитального ремонта в рамках региональной программы, которая к тому же дает возможность собственникам с низкими доходами включить расходы на уплату такого повышенного взноса в расходы на ЖКУ, на которые предоставляется субсидия.
Необходимо также отметить, что необходимый размер взноса на капитальный ремонт может значительно различаться для разных типов многоквартирных домов (по конструктивным особенностям, инженерно-техническому обеспечению, этажности и суммарной общей площадью помещений), поэтому законодательство позволяет устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт дифференцированно по типам многоквартирных домов. В случае, если субъектом Российской Федерации установлен одинаковый минимальный размер взноса на капитальный ремонт независимо от типа многоквартирного дома, в соответствии со статьей 191 ЖК РФ, могут быть предусмотрены меры бюджетной поддержки для собственников помещений в многоквартирных домах с наиболее высокой удельной стоимостью капитального ремонта (домов с малой этажностью и(или) суммарной общей площадью помещений в многоквартирном доме, многоквартирных домов, относящихся к объектам культурного наследия, др.), с тем, чтобы не возлагать на собственников помещений в таких многоквартирных домах чрезмерного финансового бремени, а также не создавать риски финансовой неустойчивости регионального оператора.