Опубликовано пользователем admin2
В пункте 1 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731, дано сокращенное понятие «информация». Под информацией в Стандарте раскрытия информации понимается «информация, подлежащая раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления». То есть критерием такой информации является обязательность ее раскрытия указанными лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, в соответствии с положениями Стандарта раскрытия информации.
Однако такое содержание понятие «информация» не должно восприниматься, как запрет собственникам помещений в многоквартирном доме получать иные сведения (информацию) о деятельности лица, отвечающего перед собственниками помещений в многоквартирном доме за выполнение услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Такой запрет в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Равно как отсутствуют и законодательные ограничения по контролю собственников помещений в многоквартирном доме за деятельностью такого лица.
Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения, наряду с другими конституционными правами и свободами, федеральным законом права на получение информации в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. То есть, Конституция РФ предполагает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан, но в конституционно значимых целях. Представляется, что конституционно значимые цели ограничения доступа собственников помещений в многоквартирном доме к информации о деятельности лица, отвечающего перед собственниками помещений в многоквартирном доме за выполнение услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, отсутствуют.[1] Ограничение на получение информации (сведений) о деятельности такого лица не может быть связано с обеспечением охраняемой законом тайны, защитой публичных интересов, а также превентивной защитой лиц, правам и законным интересам которых может быть причинен вред несанкционированным распространением (разглашением) информации.
Право собственников помещений в многоквартирном доме получать информацию о надлежащем выполнении лицом, отвечающим перед собственниками помещений в многоквартирном доме за выполнение услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, своих обязанностей следует из:
части 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом;
Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно ст. 8 которого граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами».
[1] Так, например, в постановлении Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N 27-П указано, что «в силу непосредственного действия предписания статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации как одной из гарантий фундаментального права на защиту достоинства личности, вытекающего из ее статьи 21 (часть 1), любая информация должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а федеральный законодатель не предусматривает в качестве исключения из общего дозволения специальный правовой статус такой информации, не подлежащей распространению в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость ограничений прав и свобод в сфере получения информации и их соразмерность целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации); при этом Конституция Российской Федерации не предполагает, что право каждого получать информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы, как и обязанность органов государственной власти и их должностных лиц предоставлять гражданину соответствующие сведения могут быть полностью исключены - напротив, при всех условиях должны соблюдаться установленные пределы ограничения данного права, обусловленные содержанием информации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года N 3-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 года N 191-О, от 19 февраля 2003 года N 78-О, от 18 декабря 2003 года N 429-О, от 7 ноября 2008 года N 1029-О-П, от 29 сентября 2011 года N 1251-О-О и др.)».