Опубликовано пользователем spravpotreb
в целях определения тип отопления помещений в многоквартирном доме, т.е. определения решения вопроса о подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения или обеспечения индивидуального теплоснабжения, либо поквартирного отопления проведен анализ Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон о теплоснабжении). Анализ этих документов позволил сделать следующие заключения для ответа на поставленный вопрос.
1. В целях размещения объекта капитального строительства (многоквартирного дома) осуществляется подготовка документации по планировке территории, одним из видов которой является проект планировки территории[1]. Проект плановики территории включает в себя, помимо прочего, положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки, о характеристиках объектов капитального строительства жилого и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется, в частности, следующими лицами (далее – заинтересованные лица)[2]:
– лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
– правообладателями земельных участков.
Заинтересованные лица осуществляют подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в том числе в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры[3] и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или городского округа[4], на территории которого осуществляется строительство многоквартирного дома.
Применительно к теплоснабжению программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа или поселения устанавливает перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем теплоснабжения, которые предусмотрены соответственно схемой теплоснабжения городского округа или поселения. Такая программа разрабатывается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления на основании генерального плана городского округа или поселения[5], утвержденного в установленном ГрК РФ порядке.
2. В соответствии с ГрК РФ указанные выше договор о развитии застроенной территории, договор о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления заключаются путем проведения аукционов на право заключения таких договоров, при этом:
– существенным условием договора о развитии застроенной территории (часть 3 статьи 46.2 ГрК РФ) является обязательство лица, заключившего такой договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной инфраструктуры.
В договоре также может быть указано такое существенное условие, как обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства (часть 4 статьи 46.2 ГрК РФ);
– условием договора о комплексном освоении территории является
в том числе обязательство сторон такого договора осуществить на земельном участке, в отношении которого заключен такой договор, строительство объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с проектом планировки территории; максимальные сроки выполнения данного обязательства (подпункт 6 части 5 статьи 46.4 ГрК РФ);
– в договоре о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья содержатся в том числе обязательства сторон данного договора обеспечить строительство на земельном участке,
в отношении которого заключен данный договор, объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с проектом планировки территории, и ввод указанных объектов в эксплуатацию, максимальные сроки выполнения этого обязательства (подпункт 8 части 4 статьи 46.6 ГрК РФ);
– условием договора о комплексном развитии территории
по инициативе органа местного самоуправления является обязательство уполномоченного органа местного самоуправления обеспечить строительство объектов коммунальной инфраструктуры или обязательство лица, заключившего договор, осуществить строительство таких объектов
за счет собственных средств; этапы и максимальные сроки осуществления такого строительства (подпункт 6 части 13 статьи 46.10 ГрК РФ).
Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договора о комплексном развитии территории, заключаемого органом местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества с учетом подготовленного проекта планировки территории. Условиями такого договора являются обязательства уполномоченного органа местного самоуправления обеспечить строительство объектов коммунальной инфраструктуры, необходимых для функционирования объектов капитального строительства жилого назначения и обеспечения жизнедеятельности граждан, или обязательства правообладателей обеспечить размещение таких объектов за счет собственных средств (подпункт 3 части 14 статьи 46.9 ГрК РФ.
Таким образом, в соответствии с ГрК РФ в каждом из случаев строительства объектов капитального строительства по указанным выше договорам условиями таких договоров являются обязательства
по строительству тех или иных объектов коммунальной инфраструктуры
в соответствии с проектом планировки территории, определяющих, в том числе, условия организации теплоснабжения многоквартирного дома, соответственно, необходимость подключения к централизованному теплоснабжению или организации индивидуального теплоснабжения.
Для строительства многоквартирного дома осуществляется подготовка документации по планировке территории, которая в свою очередь утверждается на основании документов территориального планирования: генерального плана поселения или городского округа. Соответственно, во всех случаях строительства многоквартирного дома вопросы подключения такого дома к централизованному теплоснабжению или организации индивидуального теплоснабжения в доме на территории поселения или городского округа урегулированы генеральным планом поселения или городского округа, определяющим каким способом должно осуществляться теплоснабжение тех или иных объектов капитального строительства, в частности многоквартирных домов на той или иной части территории города.
3. В соответствии со статьей 3 Федерального закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, имеющими прямое отношение к рассматриваемому вопросу, являются:
- обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;
- развитие систем централизованного теплоснабжения.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона о теплоснабжении развитие системы теплоснабжения городского округа, поселения осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования городского округа, поселения (генеральному плану городского округа или генеральному плану поселения). Схема теплоснабжения должна содержать определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления. При этом организация развития системы теплоснабжения городского округа или поселения должна обеспечиваться наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду с учетом радиуса эффективного теплоснабжения, позволяющего определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок (многоквартирного дома) к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе.
Таким образом, теплоснабжение многоквартирного дома, расположенного на той или иной части территории городского округа, поселения осуществляется способом, указанным в схеме теплоснабжения городского округа с учетом радиуса эффективного теплоснабжения.
4. Нормы проектирования систем внутреннего теплоснабжения, отопления в помещениях зданий, вновь возводимых, реконструируемых, модернизируемых или капитально ремонтируемых, а также при восстановительном ремонте установлены Сводом правил СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 968/пр.
Согласно пункту 6.1.1 данного свода правил теплоснабжение зданий может осуществляться:
– по тепловым сетям централизованной системы теплоснабжения от источника теплоты теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), по тепловым сетям от источника теплоты населенного пункта, квартала, микрорайона районной тепловой станции (РТС) и квартальной тепловой станции (КТС);
– от автономного источника теплоты, обслуживающего одно здание или группу зданий (встроенная, пристроенная или крышная котельная, когенерационная или теплонасосная установка);
– от индивидуальных теплогенераторов.
Таким образом, нормы проектирования систем внутреннего теплоснабжения и отопления в помещениях зданий позволяют осуществлять теплоснабжение зданий как путем присоединения к централизованным системам теплоснабжения, так и от автономных источников, а также путем поквартирного отопления.
5. Каждый из возможных способов обеспечения жилья отоплением – централизованное теплоснабжение, индивидуальное теплоснабжение или поквартирное отопление – имеют свои преимущества и недостатки. Так, оборудование многоквартирных домов автоматизированными индивидуальными источниками отопления и горячего водоснабжения или поквартирного отопления на базе природного газа позволяет значительно снизить стоимость строительства жилья по сравнению с централизованными системами теплоснабжения. Тем не менее, использование системы централизованного теплоснабжения имеет неоспоримые достоинства – обеспечивает лучшие санитарно-гигиенические условия жилищ, сокращает затраты на обслуживание теплогенерирующих установок, позволяет наиболее успешно решать проблемы экономии топлива и охраны окружающей среды.
Учитывая эти обстоятельства, опыт использования тех или иных способов теплоснабжения, многие города России подходят дифференцированно к решению вопросов обеспечения теплоснабжением новых объектов. Так, в Туле в целях обеспечения отопления помещений
во вновь строящихся многоквартирных домах в последние годы отказались от поквартирного отопления и индивидуального отопления от автономных источников тепловой энергии, обслуживающих одно здание (встроенная, пристроенная или крышная котельная), и, учитывая радиус эффективного теплоснабжения, в основном используют блочные модульные котельные для обеспечения централизованным теплоснабжением многоквартирных домов, что обеспечивает дальнейшую безопасную и оптимальную по затратам эксплуатацию систем отопления.
6. Выводы:
1) теплоснабжение многоквартирных домов может осуществляться:
– по тепловым сетям централизованной системы теплоснабжения путем подключения (технологического присоединения) к существующей централизованной системе теплоснабжения с учетом определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, а также путем строительства котельных;
– от автономного источника теплоты (встроенная, пристроенная или крышная котельная, когенерационная или теплонасосная установка);
– от индивидуальных (поквартирных) теплогенераторов.
2) способ теплоснабжения здания указывается в документации
по планировке территории, лицом, осуществляющим подготовку такой документации, на основании условий организации теплоснабжения объектов капитального строительства, определенных генеральным планом городского округа (поселения) и схемой теплоснабжения городского округа (поселения) для той или иной зоны застройки.