Вы здесь

Почему размер платы за коммунальные услуги периодически увеличивается?

Вопрос: 
Почему размер платы за коммунальные услуги периодически увеличивается? Насколько законен и справедлив такой рост?
Ответ на вопрос: 

Размер платы за коммунальные услуги периодически увеличивается на индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в среднем по субъектам Российской Федерации и выражаются в процентах. Данные индексы применяются к совокупному размеру платы за все коммунальные услуги, потребляемые в жилых помещениях, – это холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами. Законодательное ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги было введено в конце 2013 года и применяется с 2014 года. Индексированная плата граждан за коммунальные услуги является следствием инфляционных процессов и в то же время способом предупреждения чрезмерного роста платы граждан за коммунальные услуги.

Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2024 – 2028 гг. установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2023 г. № 3147-р при среднем их значении по субъектам Российской Федерации в размере 9,6% на второе полугодие 2024 года. С учетом возможных предельно допустимых отклонений от средних значений для регионов для муниципальных образований в субъектах Российской Федерации индексы на второе полугодие 2024 года могут быть установлены выше на 1–10,8% при среднем значении такого прироста по субъектам Российской Федерации 3,5%.

Так, например, средний индекс по Костромской области, согласно указанному распоряжению Правительства Российской Федерации, составляет 9,2%, предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям Костромской области составляет 4,9%. Т. е. совокупная плата за все коммунальные услуги, потребляемые в жилых помещениях, в отдельных муниципальных образованиях Костромской области может вырасти на 14,1%. При этом среднее значение по всем муниципальным образованиям Костромской области должно составить 9,2%. Выше, чем на 14,1%, плата за все коммунальные услуги, получаемые в жилом помещении в Костромской области, не должна вырасти.

К размеру платы за содержание общедомового имущества данные индексы не применяются. Повышение (изменение) размера платы за содержание жилого помещения осуществляется по другим правилам, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом необходимо учесть, что в размер платы за содержание жилого помещения (содержание общего имущества в многоквартирном доме) входит плата за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, если тарифы на коммунальные услуги выросли, это приводит к соответствующему увеличению платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, а значит, и платы за содержание жилого помещения.

Повышение размера платы за коммунальные услуги может быть неравномерно распределено между отдельными видами коммунальных услуг. Соответственно, плата за отдельную коммунальную услугу может вырасти более, чем на 14,1 %, а за другие – менее чем на эту величину при сохранении для совокупного размера платы за все коммунальные услуги среднего роста на указанное значение среднего индекса. Поэтому неправильно оценивать прирост платы только по одной коммунальной услуге, нужно оценивать общий прирост размера платы за все коммунальных услуги в помещении.

Кроме этого, необходимо иметь в виду, что повышение тарифов на коммунальные услуги с учетом установленного индекса рассчитывается исходя из установленных нормативов потребления, нормативной площади жилья (для услуги отопления). А размер начисленной платы, который люди видят в платежных документах, рассчитывается с учетом конкретных показателей – объема потребления коммунальных услуг по приборам учета или нормативам и количеству проживающих в помещении, фактической площади помещения.

Разница в значениях индексов по регионам связана с рядом учитываемых факторов при установлении индексов. Так, относительно наибольшие потребности в развитии систем коммунальной инфраструктуры (в строительстве новых, реконструкции и модернизации существующих объектов коммунальной инфраструктуры – котельных, тепловых сетей, водопроводных и канализационных сетей, насосных стаций, других объектов) требуют увеличения объема капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры и влияют на значения индекса и его предельно допустимое отклонение по отдельным регионам и муниципальным образованиям в таких регионах в сторону их увеличения при условии заключенных концессионных соглашений, утвержденных инвестиционных программ, направленных на повышение качества и надежности оказываемых населению коммунальных услуг. В этом случае в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400, также могут возникнуть основания для установления по муниципальному образованию предельных индексов, превышающих индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.


Закрыть