Опубликовано пользователем spravpotreb
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в МКД на праве общей долевой собственности принадлежат общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Часть 1 статьи 36 ЖК РФ предусматривает, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Жилой и нежилой фонд, находящийся в ведении соответствующих советов народных депутатов, был отнесен к муниципальной собственности, собственности Москвы и Санкт-Петербурга постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (пункту 1 Приложения N 3). Однако с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности. На это прямо указано в постановлении Президиума ВАС от 2 марта 2010 г. № 13391/09. Поэтому правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников помещений в таких жилых домах, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме. Важно при этом иметь в виду, и на это указывает Президиум ВАС, что если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло. Для определения правового режима таких (обособленных) подвальных помещений не имело и не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они расположены в каждом подвале и сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанные с обслуживанием жилого дома. Остальные подвальные помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, перешли в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома.
В постановления Пленума ВАС от 23 июля 2009 г. № 64 указывается, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если общим имуществом владеют собственники помещений в здании (например, владение общими лестницами, коридорами, холлами, доступ к использованию которых имеют собственники помещений в здании), однако право индивидуальной собственности на общее имущество зарегистрировано в реестре за одним лицом, собственники помещений в данном здании вправе требовать признания за собой права общей долевой собственности на общее имущество. Суд должен рассматривать это требование как аналогичное требованию собственника об устранении всяких нарушений его права, не соединенных с лишением владения (статья 304 ГК РФ). Пленум ВАС отмечает, что собственники помещений вправе обратиться в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения (статья 301 ГК РФ), соединив его с требованием о признании права общей долевой собственности.
В настоящее время во многих муниципальных образованиях помещения, обладающие признаками общего долевого имущества, но зарегистрированные в собственность муниципалитета, возвращаются под юрисдикцию собственников дома с использованием механизмов, обеспечивающий возврат имущества, без обращения в суд. Такие механизмы предусмотрены нормами ст. 12, 236 ГК РФ, которые предоставляют местным администрациям право своим нормативным актом принять решение об исключении записи о праве собственности муниципального образования на помещение общего имущества из государственного реестра прав. Примером такого акта может служить распоряжение Правительство Москвы от 16 декабря 2014 года N 726-РП «О прекращении права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах».
Вопрос о допуске или не допуске собственников в подвальное помещение напрямую не связан с признанием права собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Ограничивая доступ в подвальное помещение, УО руководствуется п. п. 3.4.5, 5.5.9. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», которые предписывают закрывать на замок входные двери в техническое подполье. Свободный доступ в помещения, где находятся инженерные коммуникациями, способен привести к нарушению требований ЖК РФ к надлежащему содержанию общего имущества МКД, обеспечивающему соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, надлежащую эксплуатацию важнейших конструктивных и технических элементов здания, необходимых для соблюдения постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Таким образом, ограничение доступа в технический подвал оправдано и правомерно.
В то же время собственники помещений в многоквартирном доме имеют возможность сами установить порядок доступа в подвальные помещения.
Во-первых, такой порядок может быть определен в договоре управления многоквартирного дома.
Во-вторых, поскольку в жилищном законодательстве отсутствует специальная норма, регламентирующая процедуру или особенности определения порядка доступа в помещения, относящиеся к общему имуществу собственников, можно использовать нормы статьи 247 ГК РФ. Согласно этой статье владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В-третьих, определить порядок пользования помещениями подвала правомочно общее собрание собственников помещений дома. Согласно ч. 5, статьи 161.1. ЖК РФ, совет многоквартирного дома выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме. Пленум ВАС РФ разъяснил, что решением собственников помещений, принимаемом в порядке, предусмотренном статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, может устанавливаться режим использования общего имущества здания, в частности отдельных общих помещений (Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64).
С момента определения порядка пользования общим имуществом собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация обязана предоставить доступ в помещения в соответствии с этим порядком. В противном случае собственники имеют возможность обратиться в суд с негаторным иском о восстановление своих прав на пользование имуществом.