Вы здесь

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги и капремонт в 2024 году: можно ли их уже считать нормальными или еще что-то будут повышать?

Вопрос: 
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги и капремонт в 2024 году: можно ли их уже считать нормальными или еще что-то будут повышать?
Ответ на вопрос: 

Оценивать, нормальные ли тарифы, нужно с точки зрения того, хватает ли этих тарифов на то, чтобы организации ЖКХ могли обеспечивать бесперебойное оказание коммунальных услуг и поддержание коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии.

Многолетнее сдерживание роста тарифов на коммунальные услуги привело сегодня к финансовой неустойчивости коммунальных организаций и ограничению потока инвестиций в модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры. В то же время потребность в таких инвестициях растёт постоянно. Это наглядно продемонстрировали разрывы изношенных теплосетей во многих регионах России этой зимой. Для улучшения ситуации в коммунальном секторе жизненно необходимо включать в тарифы расходы на реализацию инвестиционных программ коммунальных предприятий.

Для того, чтобы плата за коммунальные услуги не только обеспечивала достаточный денежный поток в сектор, но и была доступной для населения, необходимы две вещи.

Во-первых, это усиление адресной поддержки низкодоходных семей – как за счёт смягчения стандартов программы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, дающего возможность увеличить размер субсидии, так и за счёт активизации информирования граждан о возможности получения таких субсидий, что позволит увеличить охват семей адресной помощью.

Во-вторых, опыт показывает, что возможность экономии ресурсов – воды, электричества и тепла – в многоквартирных домах также позволяет компенсировать рост тарифов за счёт снижения потребления. Для того, чтобы это было возможно, необходим ресурсосберегающий капитальный ремонт. То есть вкладывая больше в жилищные услуги, мы получаем возможность тратить меньше коммунальные услуги, или, по крайней мере, не тратить не больше нужного.

Можно ли сегодня в каждом доме, включённом в региональную программу капремонта, провести такой ресурсосберегающий капитальный ремонт за счёт установленного размера взносов? Однозначно – нет, это не предусмотрено ни Жилищным кодексом, ни методикой расчёта минимального размера взноса. Возможности есть только у многоквартирных домов со специальными счетами: собственники в таких домах имеют право проводить любые капремонты, установив для этого решением общего собрания специальный повышенный взнос. Однако, чтобы провести в своём доме энергосберегающий капремонт, потребуется весьма и весьма заметное повышение размера взноса, и то – скорее для того, чтобы погашать кредит или рассрочку платежа от ремонтной организации, в противном случае копить пришлось бы очень долго.

Достаточен ли сегодня размер устанавливаемого минимального взноса на капремонт, чтобы проводить пусть не энергосберегающий, но просто необходимый качественный капитальный ремонт многоквартирных домов? Ситуация различается по регионам, но можно с уверенностью сказать, что ни в одном субъекте Российской Федерации, кроме Москвы, реальные потребности в средствах на капремонт не отражены в устанавливаемом минимальном размере взноса; в большей степени при его установлении играют роль факторы доступности и платёжеспособности граждан. Устанавливаемый в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации минимальный размер взноса на капремонт нельзя назвать "нормальным" с точки зрения его достаточности для проведения комплексного качественного ремонта.

Реальная необходимость в капитальном ремонте многоквартирного дома, и, следовательно, текущая потребность в средствах на капитальный ремонт, зависят, с одной стороны, от срока жизни дома, определяющего нормативный износ, с другой стороны - от его реального физического состояния. Например, лифты нужно менять тогда, когда выходит их нормативный срок, иначе это будет опасно для жителей. Некоторые конструкционные элементы и инженерные системы дома можно ремонтировать капитально по мере того, как ухудшается их состояние. Чем лучше текущий ремонт и текущее содержание этих отдельных элементов общего имущества, тем позже возникает потребность в капитальном ремонте.

Соответственно, на качественное содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме также необходимы достаточные средства, то есть адекватная плата собственника за эти услуги. Жилищный кодекс гласит, что плата за содержание должна устанавливаться в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, и что стоимость услуг управления, содержания и ремонта определяется общим собранием собственников жилья с учётом предложений управляющей организации. То есть размер платы по договору должен быть результатом договоренности между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией.

При этом управляющие организации в своих ценовых предложениях чаще всего ориентируются на устанавливаемые органами местного самоуправления цены для нанимателей жилья, которые не всегда имеют под собой экономическое обоснование и часто определяются исходя из бюджетных, политических или иных соображений. Поэтому "муниципальный тариф" на жилищные услуги может не соответствовать реальным потребностям конкретного многоквартирного дома в средствах для финансирования содержания и ремонта общего имущества.

Тема вопроса: 

Закрыть