Опубликовано пользователем admin2
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определено: «Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Из данной нормы следует, что плата за общедомовые нужды начисляется собственникам помещений в многоквартирном доме в том случае, если конструктивные особенности такого дома предусматривают возможность потребления такой услуги при содержании общего имущества. Порядок определения такой возможности должно установить Правительство Российской Федерации. На конец февраля 2017 года такой порядок Правительством Российской Федерации не установлен.
Органами власти часто используется подход, согласно которому до тех пор пока соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации не будет принято, начисление платы на общие домовые нужды является обязательным. При этом собственники жилых помещений в многоквартирном доме, в которых берут холодную и горячую воду на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ОДН), оплатят объемы такой воды в составе платы за коммунальные услуги и получат в составе платы за жилое помещение дополнительную составляющую на ОДН. Это несправедливо и неразумно. При принятии решения о начислении плата за общедомовые нужды собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо учитывать несколько обстоятельств.
Во-первых, пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации вводится презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий. Это относится к лицу, которое управляет многоквартирным домом и к исполнителю коммунальных услуг. Добросовестный и разумный не будет в рассматриваемом случае начислять плату на общие домовые нужды.
Во-вторых, жилищное законодательство согласно Конституции Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72) является предметом совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законодатель в части 91 статьи 156 ЖК РФ дает поручение не органам государственной власти, а Правительству РФ. Реализуя нормы Конституции РФ Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил (ч. 2 ст. 3), что «субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев». Это обеспечивает верховенство Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. В постановлении Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П это называется «принятие в опережающем порядке акта субъекта Российской Федерации». А в постановлении Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П в отношении аналогичного случая (права субъектов Российской Федерации «осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания») указано, что «при этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке».
Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут временно установить правомерное региональное регулирование порядка определения возможности потребления соответствующего коммунального ресурса при содержании общего имущества в зависимости от конструктивных особенностей многоквартирного дома.