Модератором и основным докладчиком выступила директор Направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" И. В. Генцлер
Участникам дискуссии были представлены предлагаемые ИЭГ подходы к созданию и деятельности гарантирующей управляющей организации. Было отмечено, что внедрение модели "гарантирующей управляющей организации" взамен "временной управляющей организации" с целью повышения эффективности эксплуатации и обеспечения непрерывного управления многоквартирным домом на всех этапах его жизненного цикла по единым стандартам предусмотрено Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Кроме того, в 2024 году в экспертном и профессиональном сообществе проходили многочисленные дискуссии о возможных направлениях трансформации регулирования рынка услуг управления многоквартирными домами, в том числе обсуждался такой сценарий как "создание регионального оператора по управлению многоквартирными домами".
Запись дискуссионного клуба доступна на YouTube канале ИЭГ
Эксперты ИЭГ считают, что внедрения модели "региональный оператор по управлению многоквартирными домами", нет объективной необходимости, в то время как гарантирующая управляющая организация могла бы решить проблему с отсутствием управления теми домами, от которых отказался бизнес (МКД, признанные аварийными, а также "ветхие" МКД). Кроме того, гарантирующая управляющая организация может снять с администраций муниципальных образований бремя проведения конкурсов для отбора управляющих организаций для многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали выбранный способ управления многоквартирными домами.
Представленная для обсуждения концепция разработана Институтом экономики города с учетом опыта работы над концепцией и правовой основой создания единых региональных управляющих организаций в новых субъектах Российской Федерации по заказу ППК "Фонд развития территорий".
Предложения ИЭГ включают в себя следующее:
- гарантирующую управляющую организацию (ГУО) целесообразно создавать на региональном, а не муниципальном уровне;
- ГУО предлагается создавать уполномоченному исполнительному органу субъекта РФ, а не отбирать по конкурсу среди участников рынка;
- ГУО рекомендуется создавать как некоммерческую организацию, а среди организационно-правовых форма таких организаций в наибольшей степени подходит автономная некоммерческая организация (для создания ГУО в форме фонда необходимо специальное регулирование по аналогии с региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов, созданным в форме фонд);
- предлагаемая организационная модель ГУО предполагает централизацию части функций по управлению МКД и выполнение значительной части функций "низовыми" управляющими, в т. ч. в составе территориальных подразделений ГУО, а для выполнения работ по содержанию и текущему ремонту МКД - максимальное использование возможностей существующего в муниципальных образованиях рынка. В этом случае гарантирующая управляющая организация не монополизирует рынок управления МКД и может способствовать развитию рынка услуг и работ по содержанию и текущему ремонту МКД, в том числе малого бизнеса и индивидуального предпринимательства;
- к особенностям договора управления многоквартирным домом гарантирующей управляющей организацией относится то, что его заключение не требует решения общего собрания собственников помещений в МКД, его ключевые условия определяются решениями уполномоченного органа субъекта РФ, а сам договор считается заключенным со дня, следующего за датой принятия решения об определении ГУО для управления МКД, (не требует подписания собственниками помещений).
Представленная концепция вызвала оживленную дискуссию. Представители региональных органов власти согласились с полезностью гарантирующей управляющей организации, в то время как участники, представляющие интересы управляющих организаций, высказали обеспокоенность тем, что такая организация может привести к искусственному переводу многоквартирных домов в управление ГУО, что нанесет ущерб бизнесу управляющих организаций. В качестве альтернатив предлагается установление региональными органами власти размера платы за жилое помещение в размере, близком к экономически обоснованному, "маркирование" аварийных и "ветхих" домов в управлении управляющих организаций, чтобы к деятельности по управлению такими домами не применялись в полном объеме лицензионные требования, а также предоставление бюджетных субсидий на проведение ремонтов таких домов.
Презентация дискуссионного клуба "Концептуальные подходы к созданию и деятельности гарантирующей управляющей организации для управления многоквартирными домами"