Эксперты проанализировали развитие городских агломераций России. Пермская – одна из немногих, где плотность застройки центра и периферийных территорий сопоставима, хотя это для развития агломерации неправильно
В Пермской агломерации происходит децентрализация градостроительного освоения территорий. Это тормозит ее развитие, для прогресса необходима концентрация строительства в ядре агломерации. К такому выводу можно прийти, если ознакомиться с докладом «Жилье и городская среда как активы городской экономики». Его составила Татьяна Полиди, исполнительный директор фонда «Институт экономики города», опираясь на «Анализ состояния жилищной сферы на территориях основных российских городских агломераций», выполненный по заказу АО «ДОМ.РФ».
По данным источника, за период 2010-2016 годов в Пермской городской агломерации вводилось в эксплуатацию по 9,48 жилых помещений (в том числе в многоквартирных домах, в индивидуальном жилищной фонде) на тысячу человек населения. При этом среднее значение данного показателя по России – 7,9. За указанное время доступность недвижимости в Пермской агломерации почти не изменилась. Коэффициент составил 2,4. «Он означает количество лет, в течение которых семье из трех человек необходимо полностью сберегать свои доходы для приобретения жилья. Рассчитывается как отношение средней стоимости квартиры площадью 54 кв. м (по 18 кв. м на каждого члена семьи) к среднему доходу семьи из трех человек за год, рассчитанному на основе среднедушевого дохода россиян», – объяснили в фонде «Институт экономики города».
Специалисты пришли к выводу, что почти половина агломераций страны ориентированы на интенсивное освоение пригородов, Пермь в том числе. В 2016 году на душу населения было введено 0,5 кв. м индустриального жилья в ядре агломерации; 0,15 кв. м – в других городских округах и поселениях агломерации и 0,55 кв. м – в сельских поселениях.
«Как показали расчеты, интенсивность жилищного строительства в Перми и окружающих сельских поселениях сопоставима. Это говорит о децентрализации процессов, недостаточной концентрации строительства в ядре агломерации. Идеально, если строительство концентрируется в ядре, а на периферии развивается малоэтажная и низкоплотная застройка», – пояснила Татьяна Полиди.
В Пермской агломерации активно застраиваются «зеленые поля». Это привело к переуплотнению пригородов, на некоторых территориях при удалении от центра плотность жилой застройки не снижается, а растет. Такая ситуация наблюдается в зонах, расположенных в 9-12 км и в 15-18 км от центра.
Специалисты фонда «Институт экономики города» составили рейтинг агломераций по индексу городского расползания. Восемь агломераций планируют повышение плотности застройки до 2025-2030 годов, остальные восемь – ее снижение. В числе последних Пермская агломерация. В рейтинге она занимает 11-е место. Индекс городского расползания – 0,4. «По генеральному плану развитие Перми планируется за счет повышения интенсивности использования существующих территорий, а не за счет расползания. И это хорошо», – прокомментировала Татьяна Полиди.
Эксперты пришли к выводу, что до 2050 года в Пермской городской агломерации может быть построено 22,2 млн кв. метров жилья. Для реализации потребуется 1,4 трлн рублей. «Чтобы выявить этот показатель, аналитики рассчитали плотность жилой застройки на всей территории главного города агломерации – Перми – по открытым данным о жилых зданиях и их адресах. Далее эксперты определили, как может возрасти плотность в местах, где сегодня наблюдаются «провалы», – пояснила Татьяна Полиди.
Для сравнения отметим, что градостроительный потенциал до 2050 года Владивостокской агломерации составляет 9,2 млн кв. метров жилья, а Московской – 267,4 млн кв. метров.
Если реализовать этот потенциал удастся в полной мере, то обеспеченность жильем на душу населения в Пермской агломерации составит 28,9 кв. м – увеличение на 23%, по сравнению с показателем 2016 года – 23,5 кв. м на человека.
Эксперт пришла к выводу, что во всех агломерациях страны качество городской среды не поддерживается достаточными инвестициями. Хотя в Пермской агломерации ситуация немного лучше относительно других скоплений населенных пунктов. Инвестиции в городскую среду здесь составляют 7,2% от ВГП (валовой городской продукт), впереди только Волгоградская агломерация, где этот показатель равен 7,86%.
В то же время за период 2010-2016 годов в Перми снизились бюджетные расходы на благоустройство и ЖКХ. Если в 2010 году на эти цели направлялись средства из расчета 3,26 тыс. рублей на человека, то в 2016-м показатель был в 5,6 раз меньше – 0,58 тыс. рублей на человека. «Мы видим, что изменение произошло из-за уменьшения доходов местного бюджета, средства могли быть перенаправлены на другие муниципальные цели, например, на строительство школ или детских садов, но это только наша гипотеза», – предположила Татьяна Полиди.
Пермь, как и большинство центральных городов агломераций России, генерирует налоговые доходы от городской недвижимости, достаточные для покрытия расходов на благоустройство. Однако такие расходы пока сохраняются на низком уровне. В 2010-2016 годах сумма имущественных налогов составила 7,4 млрд рублей, местных – 3 млрд рублей. При этом расходы на благоустройство – 0,6 млрд рублей.
В ходе исследования эксперты пришли к выводу, что в Пермской агломерации наблюдается одновременный рост реальной капитализации жилищного фонда – на 11,14% за 2010-2015 годы – и ВГП. «Условно это говорит о том, что рынок жилья и градостроительство более или менее сбалансированы, это хорошо. Значит, потенциал города, по крайней мере, не растрачивается», – пояснила Татьяна Полиди.
Неторопливыми шагами
В начале 2017 года был подготовлен проект Концепции социально-экономического развития Пермской городской агломерации на период 2017-2030 годов с перспективой до 2037 года. Планировалось, что документы, основанные на этой концепции (Стратегия социально-экономического развития Пермской городской агломерации и План реализации стратегии), будут разработаны ориентировочно в 2018-2019 годах после утверждения схемы управления развития Пермской городской агломерации.
В администрации города пояснили, что решение о создании органа управления пока не принято.
«Стратегию социально-экономического развития Пермской городской агломерации считаем необходимым увязывать с нижестоящими документами территориального планирования, генеральным планом города Перми. После внесения изменений в генеральный план, отражающих проект «Пермь-300» и градостроительные принципы развития Перми, и будет принято решение о разработке Стратегии социально-экономического развития Пермской городской агломерации», – прокомментировали в мэрии.
Пермская деловая газета Business Class от 21 августа 2018 года