Фонды ЖКХ и дольщиков объединяют для развития территорий
Белый дом подготовил законодательную базу для объединения фондов содействия реформированию ЖКХ и защиты прав дольщиков в единый институт развития — Фонд развития территорий. После реорганизации он унаследует полномочия как в сфере расселения аварийного жилья, так и в работе с дольщиками, в том числе строительстве новых многоквартирных домов. Новым направлением станет работа фонда по комплексному развитию территорий (КРТ) с привлечением средств Фонда национального благосостояния — де-факто речь идет о создании механизма инвестирования в строительство нового жилья. Эксперты полагают, что объединение двух фондов даст синергетический эффект для развития территорий, в том числе при переселении граждан из аварийных домов — с применением механизма КРТ это потребует меньше бюджетных вложений.
Белый дом намерен объединить Фонд содействия реформированию ЖКХ и Фонд защиты прав дольщиков в единый Фонд развития территорий, следует из внесенного в Госдуму законопроекта. Модернизация структур предусмотрена одобренной правительством еще в январе "дорожной картой" по реформированию институтов развития и должна завершиться к концу 2021 года. Так, проектом предусмотрено преобразование фонда ЖКХ из госкорпорации в публично-правовую компанию и слияние двух юрлиц. Предполагается, что оно повысит их эффективности и переориентирует их на достижение наццелей.
Внесенный в Госдуму законопроект предполагает, что новый Фонд развития территорий получит полномочия обоих фондов. Так, сейчас фонд ЖКХ занимается созданием безопасных и благоприятных условий проживания населения: капремонтом многоквартирных домов и переселением граждан из аварийного жилья. Фонд защиты прав дольщиков проводит мониторинг рынка жилья и должен создавать гарантии безопасности для дольщиков — формировать компенсационный фонд за счет отчислений застройщиков, привлекающих средства граждан, а также решать проблемы с выплатами в случае банкротства компании. С июня его полномочия расширены: фонд получил право достраивать проблемные объекты и строить новые многоквартирные дома без счетов эскроу для скорейшего исполнения обязательств застройщика перед дольщиками. Объединенный фонд унаследует эти функции, а также обязанности по выполнению незавершенных госпрограмм. Кроме того, фонд займется мониторингом в сфере ЖКХ, реализацией региональных программ капремонта многоквартирных домов и функциями агента правительства по социальным выплатам на покупку жилья.
Принципиально новым направлением работы фонда должно стать его участие на основании решений правительства в механизме КРТ — сносе "депрессивных" кварталов для застройки новым жильем (см. “Ъ” от 23 декабря 2020 года). Фонд будет вести реестр территорий, потенциально пригодных для комплексного развития, а также сможет привлекать для строительства и модернизации инфраструктуры средства Фонда национального благосостояния — де-факто речь идет о создании механизма инвестирования в КРТ. Правительство, напомним, возлагает надежды на КРТ в сохранении высоких темпов ввода жилья (градостроительный потенциал на территориях оценивается более чем в 700 млн кв. м при цели на 2021 год в 85 млн кв. м).
Президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева полагает, что объединение двух организаций может дать "синергетический эффект — новое строительство будет развиваться на территориях, с которых переселяют граждан из аварийных домов". Эксперт поясняет, что сейчас в функции фонда ЖКХ не входит развитие таких территорий — при этом фонд дольщиков обладает компетенциями в сфере жилищного строительства и проектного кредитования, но занимается, по сути, "проектной работой" по решению проблемы обманутых граждан к 2024 году, а "значит, в ближайшие годы должен был бы прекратить свою работу". В связи с этим она "считает абсолютно правильным", что объединенный фонд будет заниматься КРТ — это позволит тратить меньше бюджетных денег, а также преобразовывать территории с ветхой и аварийной застройкой. Эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Склянчук добавляет, что Фонд развития территорий, по сути, станет бюджетным инвестором, который будет реализовывать проекты КРТ, и сможет участвовать, например, в больших политических проектах по преобразованию городов — при этом его участие будет актуально и в небольших городах, где нет крупных игроков, готовых вложиться в проекты КРТ.